С а есенин пороша анализ. Анализ стихотворения С. А. Есенина "Пороша" презентация к уроку (6 класс) на тему. Жанр, направление и размер

Сергей Есенин – один из самых ярких представителей серебряного века, отличившийся откровенной правдой в своих произведениях и окутанной загадками судьбой. Поэзия стала его призванием еще в раннем возрасте и сопровождала на протяжении всего жизненного пути. Каждое стихотворение носит в себе глубокий смысл и часть души поэта. Проникновенные строки «Пороши» не стали исключением.

«Пороша» относится к раннему творчеству поэта, когда он только начинает искать свой путь. Написано оно в 1914 году, когда Есенин пребывал в Москве. Этот год стал знаменательным в жизни поэта, поскольку именно тогда его работы впервые были опубликованы в журнале.

Вскоре Есенин был призван на службу, где написал свой первый сборник стихотворений «Радуница». Атмосфера войны оставила свой отпечаток в жизни поэта и научила по-особому относиться к окружающему миру, поэтому особое внимание в творчестве Сергея Александровича уделяется природе.

Стихотворение «Пороша» всецело посвящено матушке–природе и ее прекрасным составляющим. Оно отражает ценности поэта, который замечает и придаёт значение каждой мелочи: от звона копыт до падения снега.

Жанр, направление и размер

Литературный размер данной работы – четырехстопный хорей. При написании поэт использовал перекрестную рифму. Жанровая группа стихотворения – пейзажная лирика, так как в тексте воспевается красота природы.

Поскольку Есенин в тот период времени был откровенным имажинистом, то многие его произведения написаны в этом направлении. Суть имажинизма заключалась в использовании метафор, создающих прямолинейный, ничем не завуалированный образ с единичным значением. Однако при оценке течения, в русле которого творил автор, нужно понимать, что его самобытность в итоге вычеркнула поэта из всех существующих объединений, и он стал работать над своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем. Сам он любил называть себя «последним поэтом деревни», и это определение его деятельности очень близко по духу к стихотворению «Пороша».

Образы и символы

Как уже говорилось ранее, Есенину не свойственно прятать образы в описании и вводить загадочные символы. В стихотворении «Пороша» центральным образом является природа и все ее проявления, о которых поэт говорит открыто.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Автор описывает снег как природное явление, уделяет внимание лошади и дятлу как представителям животного мира и любуется просторами окружающего пейзажа. Каждый образ проникнут любовью и бережным отношением хозяина к своей земле. Можно предположить, что лирический герой, добрый и тонко чувствующий красоту человек, отправляется в какое-то путешествие и хочет запомнить каждый кусочек родного края.

Темы и настроение

Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому. Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим. Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству.

Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.

Смысл

Основная идея стихотворения заключается в том, что природа многогранна – это и снег, и леса, и животные, и дороги, и многое другое. И все это по-своему прекрасно, и надо уметь различать красоту, уважать и любить ее.

Поэт учит получать маленькие радости от восприятия таких простых повседневных явлений, уметь видеть смысл в обычном. Это и есть его главная мысль. Такое восприятие не только природы, но и всего мира делает людей чуть более внимательными и мудрыми. Ведь только мудрец способен разглядеть и прочувствовать всю прелесть земли.

Средства художественной выразительности

Чтобы придать своему стихотворению художественную огранку, Есенин использует различные приемы выразительности. Уже с первой строчки можно проследить парцелляцию – намеренное разбиение предложения на короткие отрезки: «Еду. Тихо…». В «Пороше» поэт неоднократно обращается к этому средству: «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой». Для описания протяженности дороги автор использует родственный сравнению прием – метафору — «убегает лентой вдаль». Касательно своего пути наряду с метафорой используется и олицетворение – «убегает», и эпитет – «бесконечная дорога». Стоит отметить, что доля эпитетов в этой работе невелика.

Тропы в стихотворении «Пороша» украшают описание, погружая читателя в атмосферу природного изобилия родной земли, которое мы можем увидеть лишь за городом, в сельской пасторали.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Пороша"

Открытое сердце поэта

Сергей Есенин - известный и многими любимый российский поэт, воспевший красоту родного края, ее природу и бескрайние просторы. Строки его произведений легко запоминаются и вызывают самые яркие чувства. В стихотворении «Пороша», автор очень искусно описывает зимнее время года: деревья, покрытые белым одеянием, зимнюю дорогу, устланную, как шалью сухим и свежим, легким снегом.

Есенин искренне, как ребенок, милуется зимним пейзажем в лесу. Он очень нежно и трепетно передает в своем стихотворении картину зимнего леса. Зиму он называет невидимкой, которая очень хорошо постаралась и приодела все вокруг в белый наряд. Она повязала на сосну косынку, от чего та согнулась и стала похожа на старушку, опершуюся на клюку. А дорогу превратила в белую ленту, звенящую под копытами. Все вокруг окутано белым снегом и мило уснуло прелестным сном, очутившись в прекрасной сказке.

Для придания зимнему пейзажу необычности и загадочности, автор использует необычные звуки, которые нарушают первоначальную тишину. Прислушавшись к тишине, поэт подмечает, что треск снега под копытами лошадей настолько громкий, что его слышно очень далеко, кажется «словно серые вороны раскричались на лугу». А дятел, усевшись под «самою макушкой» елки, словно старушки, очень громко стучит, выискивая что-то важное.

Есенин сумел увидеть в обычной картине зимней дороги, настолько интересные и загадочные вещи и очень непринужденно и легко передать это в стихах. Чтобы так чувственно и красочно описать обычную зимнюю природу, нужно действительно пропустить эту красоту через себя, проникнуться ее прелестью и излить всю глубину очарования в стихах, подобрав к каждому элементу пейзажа замечательные слова.

Есенин очень любил природу, и она открывала ему свои глубины, показывала свои самые красивые пейзажи, наполняла его душу и вдохновляла. Поэт открыт природе, его сердце готово воспринять и вместить ее красоту и она сполна открывалась ему. Он сохранил в своем сердце такое единение с природой, которое присуще человеку в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны.

Одним из важных моментов в творчестве С. Есенина является природная лирика. Его стихотворения, посвященные красоте окружающего мира, пейзажные зарисовки наполнены неподдельной нежной привязанностью к природе. Есенин умел даже в, казалось бы, неприглядном сельском пейзаже увидеть свою прелесть и очарование. А использование метафор и олицетворения позволяет наполнить произведение своими чувствами. Ниже представлен анализ стихотворения "Пороша" по плану.

Особенности раннего творчества поэта

В анализе стихотворения "Пороша" можно рассказать об отличительных особенностях лирических Данное творение, написанное им в 1914 г., относится к этому периоду. Все его строчки дышат чистотой и свежестью.

В этих строчках Есенин стремится запечатлеть дорогие с детства ему картины. В самом начале своего творческого пути поэт обращается к знакомым ему образам и воспоминаниям, потому что они сильно отличались от серой действительности. Москва, с ее суетой и шумом, утомляет поэта, поэтому в своих мыслях он все чаще обращается к образам знакомых с детства пейзажей.

Лирическая составляющая

В анализе стихотворения "Пороша" можно рассказать и о том, что это произведение раскрывает романтическую сторону поэта. Есенин удивительным образом сочетает умиротворение и спокойствие с динамичностью конной езды. Одиноко стоящую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая ожидает приезда родных, подвязавшись белой косынкой.

Зимний лес кажется поэту таинственным царством, тишину в котором нарушает только звон колокольчиков. Дорога, по которой едет лирический герой, настраивает на философские размышления, позволяя отвлечься от различных мелких забот. Поэт черпал в созерцании природы не только вдохновение, но и умиротворение. Есенин был готов отказаться от всех благ городской жизни, только бы слышать стук копыт по снегу.

В анализе стихотворения "Пороша" можно сказать и то, что поэт, для придания зимнему пейзажу большей загадочности, использует различные звуки, которые нарушают царственную тишину леса. И даже треск снега под копытами лошадей кажется очень громким - настолько тихо в зимнем царстве.

Лирический герой стихотворения любуется трудами зимы, которую он сравнивает с невидимкой. Эта волшебница, тихо и неслышно, украсила россыпью снега деревья, запорошила все дорожки и лесные тропинки. И весь лес погрузился в зимний сон, и в процессе созерцания этой картины на душе у лирического героя становится спокойно и светло.

Композиционные особенности

Далее в анализе стихотворения "Пороша" следует определить особенности его оформления. Есенин написал свое произведение, использовав кольцевую композицию, с градацией - усилением какого-либо действия или явления. Если в самом начале стихотворения герой просто едет, то уже в конце он стремительно скачет.

В анализе стихотворения Есенина "Пороша" следует отметить, что оно написано четырехстопным хореем. Данный размер придает произведению музыкальность и легкую напевность. В стихотворении сочетаются женская и мужская рифмы. Таким образом, произведение стало еще более выразительным.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Есенина "Пороша" отдельно стоит рассмотреть и стилистические приемы. Поэт использовал синекдоху, олицетворения, метафоры и сравнения для того, чтобы "оживить" зимнюю картину. Чтобы придать еще больше красок и таинственности, Есенин применяет эпитеты.

Благодаря синтаксическому параллелизму и развернутым олицетворениям читатель ощущает все волшебство зимы. Это произведение - одно из лучших лирических творений поэта, поэтому школьники выполняют письменный анализ стихотворения "Пороша".

Многие с нетерпением ждут лета, потому что становится тепло, цветут цветы, земля одевается во все оттенки зеленого. Есенин же хочет показать людям, что зима - это прекрасное время года, когда все напоминает волшебную сказку. После прочтения этого стихотворения читатель чувствует восхищение этим временем года. Но не только восторженное отношение к зиме является главной мыслью этого произведения. Есенин также хотел показать, как важно, чтобы человек замечал прекрасное и умел этим восхищаться; люди могут обрести равновесие в единении с природой.

Акцентологический уровень

Стихотворение «Пороша» относится к ранней лирике . Это – яркий образец пейзажной лирики.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Выбранный размер придает тексту музыкальность и напевность.

Стихотворение написано сочетанием женской (звоны – вороны) и мужской (снегу – лугу) рифм.

Фонетический уровень

Во втором четверостишии встречается повторение согласного звука «с» — пример аллитерации: «Заколдован невидимкой, / Дремлет лес под с каз ку с на, / С ловно белою кос ынкой / Подвязалас я с ос на».

В начале третьей строфы повторяется гласный звук «а» — пример ассонанса: «Пона гнулась, как ста рушка , / Оперла ся на клюку».

Лексический уровень

В стихотворении использован прием синекдохи («под копытом на снегу» — имеется в виду не одно копыто, а оба; упоминание части вместо целого), во второй строфе – два развернутых олицетворения. Продолжением второго олицетворения про сосну служат две первых строки третьего четверостишия. В заключительной строфе использованы метафора («стелет шаль») и сравнение («дорога убегает лентой вдаль»).

Синтаксический уровень

Конец строк не означает конец предложения. Например, в первой строке сразу два предложения: «Еду. Тихо». Много переносов предложения из строки в строку (фр. Enjambement).

Лексико-синтаксический уровень

Можно говорить о кольцевой композиции с градацией (нагнетением): в начале стихотворения лирический герой «едет», в конце – «скачет».

Идейный уровень

Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

Павел Николаевич Малофеев

Есенин Пороша анализ стихотворения по плану

1. История создания . Стихотворение "Пороша" относится к раннему периоду творчества Есенина. Поэт включил его в предполагаемый сборник стихов для детей "Зарянка", так и не изданный при жизни Есенина.

2. Жанр стихотворения - пейзажная лирика.

3. Основная тема произведения - красота зимнего пейзажа. Во время написания стихотворения Есенин уже два года жил в Москве. Его до сих пор раздражала шумная городская жизнь. В мечтах поэт постоянно уносился в родные, тихие и спокойные края.

Лирический герой совершает прогулку на коне. Картина зимней природы завораживает его. Величавую тишину нарушают лишь звон копыт и крики ворон. Ничто в природе не напоминает о человеческой суете. Постепенно в воображении лирического героя реальность сливается с выдумкой. В памяти пробуждаются воспоминания о сказках, которые Есенин слышал в детстве от бабушки.

"Сказка сна" преображает весь окружающий пейзаж. В такой атмосфере нетрудно поверить в существование волшебства. Обычная сосна представляется в образе женщины, накинувшей на себя "белую косынку". Хотя искривленное дерево скорее напоминает "старушку", которая не может устоять без своей "клюки". Из мира фантазий лирического героя возвращает однообразный стук дятла, сидящего на вершине сосны.

Последнее четверостишие содержит определенные философские мысли молодого поэта. Еще Н. В. Гоголь представлял Россию в образе бешено мчащейся тройки лошадей. Русь традиционно ассоциируется с бескрайними и необъятными полями и лесами ("простору много"), которые почти половину года завалены снегами.

Еще один традиционный народный образ - уходящая за горизонт "бесконечная дорога". Даже в наше время в России есть обширные территории, где о человеке напоминает только дорога. Во время длительного путешествия невольно возникают размышления о загадочности русской души. Россия обладает невероятными природными богатствами, но они до сих пор почему-то в полной мере не используются русским человеком.

4. Композиция произведения последовательная. Четко выделяются четыре строфы.

5. Размер стихотворения - трех- и четырехстопный хорей; рифмовка перекрестная.

6. Выразительные средства произведения: эпитеты ("серые", "белою", "бесконечная"); метафора ("убегает лентой вдаль"), олицетворения ("дремлет лес", "подвязалася"), сравнения ("словно белою косынкой", "как старушка"). Произведение создает ощущение полного присутствия. Наличие лирического героя обозначено только одним глаголом в начале: "Еду".

7. Главная мысль стихотворения. Есенин считал, что лучше всего понимают и чувствуют красоту природы дети. В детском сознании между мечтой и действительностью еще не проведена четкая граница. Стихотворение "Пороша" представляет собой яркий пример такого непосредственного восприятия.