Анализ стихотворения Пушкина «Деревня. Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Деревня" Как написать художественные средства александра пушкина деревня

В статье будет подробно рассмотрено одно из известнейших стихотворений Александра Сергеевича Пушкина и проведен его анализ. «Деревня» (Пушкин) - произведение, отразившее политические взгляды поэта, его мнение о и роли русского крестьянства в жизни страны.

Особенности поэзии Пушкина

Творчество великого поэта делится на несколько этапов. Однако все они объединены рядом тем и особенностей, которые возникли еще в ранний период становления Пушкина. Особенно сильно повлияло на формирование художественного сознания писателя общение с декабристами и известными литераторами. Также на развитие его литературных способностей оказали влияние русский фольклор и западноевропейская культура и литература.

Второй этап творчества поэта, относящийся к послелицейской поре, отражает анализ стиха «Деревня». Пушкин в этот период вел активную политическую и общественную жизнь, особенно остро его волновала необходимость принятия реформ, которые помогли бы изменить самодержавное устройство России. Последующие периоды творчества поэта связаны со ссылками. В них начинают преобладать романтические, философские, а позднее и реалистические мотивы.

Анализ: «Деревня» (Пушкин)

Анализ любого стихотворения проводится по определенному плану, который может быть следующим:

  • История создания.
  • Тема и идея.
  • Лирическое «Я».
  • Композиция.
  • Стихотворный размер.
  • Изобразительно-выразительные средства.

История создания стихотворения

Как было отмечено выше, стихотворение относится ко второму, петербургскому периоду творчества поэта и было написано в 1819 году. Активная тайные встречи с декабристами, общение с Чаадаевым и Рылеевым - все повлияло на тематику стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского стихотворения включает высказывания поэта о деспотизме самодержавия, о политической и социальной несвободе людей, о бесчеловечности крепостничества.

Тема и идея

Главная тема произведения - проблема крепостного права. Пушкин стремится показать его губительность, варварство и антигуманизм. Чтобы акцентировать внимание на жестокости и несправедливом отношении к народу, поэт прибегает к противопоставлению. Структурный анализ стиха «Деревня» (Пушкин) позволяет говорить о двухчастной композиции.

Первая часть стихотворения (заканчивается словами «В душевной зреют глубине…») отражает идиллическую картину деревенской жизни. Пушкин воспевает ее покой, природную красоту, гармонию, она дарит вдохновение и способствует творчеству и поэтическим занятиям, нравственно очищает. Вторая часть звучит резким противопоставлением, где поэт открыто высказывается против самодержавного деспотизма, указывает на страдание угнетенного народа, на противоестественность крепостничества и жестокость рабского строя.

Образ лирического героя

Лирический герой - человек, способный ценить красоту и гармонию мира, существующего по законам природы, каким и является деревня. Для него это идиллический мир, «приют спокойствия… и вдохновенья», здесь он обретает свободу. Поэт рисует райскую картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав».

Герой в первой части выступает романтиком с тонко организованной душой и способностью чувствовать прекрасное, во второй части - с гражданской позиции, что подтверждает анализ. «Деревня» (Пушкин) - произведение, где лирическое «Я» поэта резко преображается, романтик превращается в политического деятеля, прекрасно понимающего недостатки монархического строя своей страны. Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…» Эта невежественная угнетающая сила живет за счет «рабства тощего».

Лирический герой горько сожалеет, что его голос не может «сердца тревожить», поэтому он не в силах изменить творящийся в стране произвол. Его заветная мечта увидеть «зарю свободы просвещенной», чтобы помещики прекратили присваивать «и труд, и собственность, и время земледельца».

Композиция и стихотворный размер

Стихотворение написано в форме ораторского выступления, в котором поэт высказывает мысли и идеи прогрессивных людей своего времени. Начинается повествование обращением к деревенским красотам и описанием идиллии. Подобное вступление абсолютно соответствует Продолжая развивать свои мысли в выбранном стиле, поэт одинаково выстраивает вторую и третью строфы. Этот же прием он использует и во второй части, начиная строфы со слова «здесь». Обилие восклицательных и вопросительных предложений также определено ораторским стилем. Пушкин неспроста обращается к подобному композиционному построению. Его стихотворение - призыв не только по содержанию, но и по форме. Это открытое выступление, которое требует устранения возникшей столетия назад несправедливости.

Структурный анализ произведения «Деревня» Пушкина позволяет заключить, что стихотворение написано чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Изобразительно-выразительные средства

Различно не только содержание, но и разных частей стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского произведения можно продолжить тем, что поэт интонационно выстраивает начало так, что читатель погружается в мир спокойствия и дружелюбия. Эта атмосфера создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть более экспрессивна, поэт возмущен и взволнован. Отсюда множество слов с яркой эмоциональной окраской: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем».

Вывод

Выступление против крепостного права - такова основная тема стихотворения «Деревня». Краткий анализ пушкинского произведения показал, что поэт восстает против тирании самовластия и желает справедливости и свободы для русского народа.

Стихотворение “Деревня” было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы управления...

Так, стихотворение “Деревня” поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов “...но мысль ужасная...”) представляет собой идиллию, в то время как вторая - политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

Деревня для лирического героя - это, с одной стороны, “пустынный уголок”, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, “приюта спокойствия, трудов и вдохновенья”, герой обретает духовную свободу, предается “творческим думам”. Образы этой части стихотворения: “темный сад с его прохладой и цветами”, “светлые ручьи”, “нивы полосаты”, “в дали рассыпанные хаты”, “мельницы крылаты”, - несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. “Барство дикое” и “рабство тощее”, основные образы этой части, воплощают “невежества убийственный позор”, всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя “другом человечества”, не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает “тревожить сердца...” людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть “народ неугнетенный” и “отечество свободы просвещенной”. Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни “тягостный ярем до гроба влекут”, а другие, “не видя слез, не внемля стона”, “присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца”, выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства “счастья и забвенья”. Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права.

Поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка. В первой части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: “льется дней моих поток”, “мельницы крылатые”, “озер лазурные равнины”, “мирный шум дубрав”, “тишина полей”. А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: “...насильственной лозой”, “чуждый плуг”, “измученные рабы”, “неумолимый владелец”. Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Размер стихотворения - шестистопный ямб. Рифма - как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая:

Приветствую тебя, пустынный уголок (женская),

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская),

Где льется дней моих невидимый поток (ж.)

На лоне счастья и забвенья (м.)

(перекрестная рифма а-б-а-б).

Я твой - люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят

(кольцевая рифма а-б-б-а).

Делится на определенные этапы. Эти этапы объединены между собой темами, возникшими в раннее время становления писателя. На формирование художественного сознания великого поэта, драматурга и критика повлияло общение с известными литераторами и декабристами, а также западноевропейская литература и русский фольклор.

Вконтакте

Стихотворение «Деревня» отражает его вдохновленные размышления второго творческого этапа, когда он окончил лицей, вел активную общественную и политическую жизнь и пребывал в ссылках. В этот период особенно остро писателя волновала необходимость принимать реформы, которые, по его мнению, смогли бы повлиять на изменения самодержавного устройства России.

План анализа

Чтобы провести анализ стихотворения необходимо придерживаться определенного плана, который может включать в себя:

  1. Историю создания произведения, его тему и идею.
  2. Стихотворный размер.
  3. Композицию.
  4. Лирическое «я».
  5. Изобразительно-выразительные средства.

История создания

Пушкин с раннего возраста ощущал несправедливость. Его мысли и убеждения часто подкреплялись свободолюбием, общением со своими лицейскими друзьями и постепенно складывающимися прочными взглядами на жизнь, которые и утвердились в основе мировоззрения писателя. В основном это было признание высшей ценности свободы. Поэт считал самодержавную власть жестокой тиранией, а первым несправедливым препятствием в жизни людей - крепостное право.

Стихотворение было написано в тяжелый творческий период поэта. В 1819 году после ссылки, находясь под домашним арестом в селе Михайловское, в этом произведении он открыто заявил о крепостничестве, превращающем часть населения великой страны в рабов.

Его основная идея - необходимость отменить крепостное право . Пушкин хотел акцентировать внимание читателя на несправедливое и жестокое отношении к народу путем противопоставления, разделив стихотворение как бы на две части. Такое убеждение поэта окончательно утвердилось от общения с И. С. Тургеневым , который готовил записки для Александра I об отмене крепостного права.

Александр I узнал о том, что народу предоставляется возможность читать запрещенные стихотворения декабристов и поручил князю Васильчикову прекратить распространение их стихов. Адъютант Васильчикова Чаадаев послал для рассмотрения Александру I «Деревню», но он не нашел предлога для наказания поэта и повелел отблагодарить Пушкина за светлые и добрые чувства в его произведении.

Стихотворения написано в жанре элегии, однако, во второй части произведения есть элементы гражданской лирики. Пушкин описывает пейзаж села Михайловское (например, «озер… равнины» - Маленец и Кучане ), он наполняет свое творение чувствами и противопоставляет красоту тихого поэтического уголка «роскошным пирам» в столичной суете.

На первый взгляд, читатель отмечает положительные моменты и не подозревает о том, что картина патриархальной идиллии может быть нарушена. На фоне гармонии и великолепии природы можно отметить только удовольствие от собственного труда поэта, он утешен и вдохновлен, творит и отдыхает от волнений и забот столичной жизни, показывая как душа его лирического героя открыта для постижения истины.

Во второй части стихотворения автор нарушает сложившуюся гармонию, и его спокойное размышление наводит его на мысли о том, что спрятано в этой картине благополучия, которую он описывал. Поэт и сам осознает , что идиллия основана на беззаконии и несправедливой власти помещиков, что является произволом по отношению к крестьянам.

Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня» написано «высоким стилем». Пушкин применяет торжественные слова и выражения («оракулы веков», «внемля», «роптанью»). Особая выразительность отмечается в использовании заглавной буквы, таким способом поэт передает его высокое значение («Закон», «Владельца», «Судьбой»).

Поэтический стиль Пушкина меняется резко , как и ритм стихотворения, а также ямб, который ранее плавно колебался (шесть стоп с паузой и более - цезура - далее до пяти-четырех стоп), а потом стал звучать совершенно иначе (за «длинной» строчкой шестистопного ямба идут относительно шесть «коротких» строк). Строка «нo мысль ужасная здесь душу омрачает» подводит читателя к мысли, что идиллия несет в себе иную картину жителей деревни. Он говорит о том, что крестьяне несвободны, и их судьба им не принадлежит.

Автор ясно показывает противопоставление и сменяет плавные и нежные образы в первой части («праздная воля», «лоно счастья и забвенья») на язвительные и жесткие образы во второй части («мысль ужасная», «невежества убийственный позор» ). Кроме этого, во второй части стихотворения меняются поэтические формулы, а не принцип их использования. Среди привычных поэтических оборотов заметна сатирическая картина мира, которая так же условна, как образы поэта.

Структурный анализ произведения позволяет заключить , что применима следующая литературная техника:

  1. Шестистопный ямб, который чередуется с четырехстопным ямбом;
  2. Мужская рифма в 1-й и 3-ей строках чередуется с женской рифмой во 2-й и 4-ой строках;
  3. Присутствуют изобразительно-выразительные средства;
  4. Художественные средства отражены в противоречивых частях стихотворения.

Лирический герой

В первой части произведения А. С. Пушкина «Деревня» лирический герой выступает романтиком, у него тонко организованная душа и ярко выраженная способность чувствовать великолепие жизни, во второй части - отражается лирическое «я», где поэт резко преображается и романтик становится политическим деятелем, понимающим недостатки монархического строя родной страны. Достаточно примечателен и образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…» , которые живут за счет «рабства тощего» .

Герой произведения глубоко сожалеет о том, что он не в силах «сердца тревожить», поэтому никак не может повлиять на произвол в стране. Его мечта - посмотреть на «зарю свободы» , чтобы помещики перестали присваивать «и собственность, и время земледельца».

Стихотворный размер и композиция

Произведение А. С. Пушкина «Деревня» представлено читателям в форме ораторского выступления. Автор высказывает не только свои идеи и мысли, но и мнение прогрессивных людей. Повествование начинается с описания идиллии и обращения к деревенским красотам, которое соответствует ораторской речи. Мысли в выбранном стиле поэта одинаково выстраивают вторую и третью строфы. Такой же прием используется и во второй части стихотворения.

Наличие вопросительных и восклицательных предложений тоже определено ораторским стилем. Автор неспроста применил подобное композиционное построение: стихотворение «Деревня» - это призыв не только в содержании, но и в форме. Можно сказать, что Пушкин открыто выступил с требованием устранить возникшую столетия назад несправедливость.

Стихотворение «Деревня» вызвало гнев и недовольство правительства. Ведь именно в нем великий русский поэт обличает «барство дикое», которое превратило в «тягостный ярем» жизнь обычных людей. А ведь именно их трудами и строится та прекрасная картина, которая описана в первой части стихотворения.

История создания

Анализ «Деревни» Пушкина школьник может начать с истории создания произведения. Написано оно было в 1819 году. Когда юный поэт после выпуска из лицея получил должность коллежского секретаря в Петербурге, он даже и не подозревал о том, что уже по прошествии трех лет сам Александр I будет рад сослать его в Сибирь, а может, даже на Соловецкие острова. Только лишь благодаря ходатайству близких друзей поэта - В. Жуковского, А. Карамзина, А. Тургенева - приговор было решено заменить ссылкой на юг России.

Недовольство царя

За что же обрушился гнев царя, который победил наполеоновскую армию и в честь которого на Дворцовой площади стоял овеянный славой «Александрийский столп»? Причиной были вольнолюбивые произведения поэта. Царь как-то раз даже упрекнул тогдашнего руководителя лицея Е. А. Энгельгардта за то, что его выпускник «наводнил Россию своими возмутительными произведениями». Пушкин не был членом ни одного тайного общества, которых тогда существовало множество. Ведь для этого у него был слишком непредсказуемый и вспыльчивый характер. Однако получилось так, что всего лишь за одно стихотворение, в котором великий русский поэт свободно выражал свои мысли, он был сослан на юг. Ведь именно это произведение было пропитано надеждами на то, что страну могут ожидать великие реформы.

Что обличал поэт

В то время поэт работал над созданием поэмы «Руслан и Людмила», которую начал еще во время своего обучения в Царскосельском лицее. Но, наконец-то оказавшись на свободе после шести лет обучения, поэт начинает писать о «вольности святой». И свое первое произведение, относящееся к жанру оды, он так и назвал - «Вольность». В нем он осуждал тиранов, которые пренебрегают законами. А в произведении «Деревня», которое было написано по прошествии двух лет, великий русский поэт гневно осуждает крепостное право.

Продолжая анализ «Деревни» Пушкина, можно указать, что это произведение является социально-политическим монологом. Оно затрагивает те социальные проблемы, которые глубоко волновали автора. По своим убеждениям Пушкин был сторонником конституционной монархии, при этом он обличал крепостное право, указывая, что освобождение людей должно было произойти по мановению правителя. При жизни поэта была напечатана лишь первая часть произведения. Вторая распространялась только в списках. Целиком стихотворение было издано Герценом за рубежом в 1856 году, а в России - в 1870-м.

Художественные средства

Делая литературный анализ «Деревни» Пушкина, учащийся для хорошей оценки может описать и те художественные средства, которые использовал поэт. Большую роль в стихотворении играют противопоставления, антонимические образы, например, «барство дикое» - «тягостный ярем». Поэт включает в произведение и восклицания, которые свойственны жанру оды, а также риторические вопросы. Подобные приемы, как правило, используются в публицистическом стиле памфлета. Мы видим, что в «Деревне» Пушкина средства выразительности используются самые разные. Также особое звучание произведению придает его размер - шестистопный ямб. По-другому он называется «александрийским стихом» и часто используется в одах.

Возвышенное и обличительное произведение

Произведение Пушкина полно обличительного пафоса, старославянских терминов, а также античных образов (здесь сказывается влияние классицизма). Немало в нем и торжественных, высокопарных оборотов. После того как была опубликована первая часть произведения, император Александр I велел выразить поэту благодарность, а после распространения второй - сослал великого поэта на юг России. Проводя анализ «Деревни» Пушкина, можно упомянуть и одну из наиболее интересных особенностей стихотворения. Это его композиция - поэт использует прием жанрового смещения. Первая часть больше похожа на сентиментальную пастораль, вторая ближе к политическому памфлету.

Идиллическое место

В начале Стихотворения «Деревня» Пушкина читатель погружается в идиллическую картину деревни. Первые строфы, несомненно, можно отнести к идиллической пейзажной лирике. Здесь картины, которые нарисованы поэтом, дышат красотой и спокойствием. Он пишет, что в этой местности живет совершенно иными нравственными ценностями. И для великого русского поэта в особенности важно то, что в деревне он имеет возможность творить. Большая часть образов, упомянутых в первой части стихотворения «Деревня» Пушкина романтизированы. Это «темный сад», «нивы полосаты».

Деревня для поэта - это место тишины и спокойствия. Здесь он, наконец, обретает духовную свободу. Эпитеты в «Деревне» Пушкина создают картину умиротворения. Этот тихий уголок намного дороже поэту, нежели «порочный двор Цирцей», или, к примеру, «роскошные пиры». Лирический герой уверен, что найдет покой в творчестве в этом идиллическом месте, однако мечты его не осуществились. Интонация первой части произведения - спокойная, дружественная. Поэт тщательно занимается подбором эпитетов, которые использует в большом количестве. Это помогает ему передать картину деревенского пейзажа.

Барский произвол

Иногда в качестве домашнего задания школьнику дается вопрос о том, что и чему противопоставлено в «Деревне» Пушкина. Гуманистические идеалы поэта противопоставляются картине жестокости и рабства. Здесь используется прием антитезы. Действительность разрушила все его думы о спокойствии в деревне. Совершенно другую окраску имеет вторая часть произведения. Она не была пропущена цензурой, и вместо нее поэту пришлось поставить четыре строки многоточия. В ней Александр Сергеевич беспощадно обличает тех, кто оказался властителем людей к их погибели.

Антитеза

Данный композиционный прием - контрастность между первой частью произведения и заключительной - призван оказать большое воздействие на читателя. И с его помощью поэту удается еще больше усилить то впечатление от обличающего изображения тирании, не дающей людям жить свободно, воплощать свои жизненные устремления.

Картины этого произвола ужасают тем, что любой человек мог бы оказаться на месте крепостных, которые в тяжком труде теряют человеческий облик. С помощью своего поэтического дара Пушкин мастерски изображает образы «бар», и делает это опосредованно - читатель видит то, во что превращается жизнь крепостного крестьянина из-за этого произвола. Основные определения, которые даются поэтом во второй части, - это «барство дикое», «барство тощее». С их помощью становится ясной тема «Деревни» Пушкина - несправедливость крепостного ига.

Поэт-гражданин

И поэт-мечтатель превращается таким образом в достойного гражданина - он теперь выступает не от имени частного лица, но от всего передового общества, которое стремится предоставить свободу народу от крепостного ига. Великий русский поэт понимает, что все в стране решает правитель. И он надеется, что когда-нибудь это рабство будет отменено по «манию царя», и в конце концов для российского государства наконец-то наступит кардинально новая эра над «отечеством свободы просвещенной», когда угнетенный человек получит свои права, и больше не будет должен отдавать свою жизнь на алтарь жизненного благоустройства избалованных и жестоких помещиков.

Мы рассмотрели историю создания «Деревни» Пушкина, особенности этого произведения, создавшего столько трудностей для поэта, но послужившего для него способом выразить свое мнение о несправедливости. В произведении поэт не дает ответа, как именно нужно бороться с несправедливостью. Настроение рассказчика нельзя назвать бунтарским. Внутренний мир его богат, однако в нем читатель может увидеть и те понятия, которые являются для лирического героя самыми ценными - это следование истине, покой, свобода, творчество.