«Мещанин во дворянстве. Ж. Очень краткий пересказ мещанин во дворянстве мольер

Тема, идея, главная мысль, проблематика

«Мещанин во дворянстве» анализ

«Мещанин во дворянстве» — комедия-балет в пяти актах Мольера и Жана Батиста Люлли, написанная в 1670 году.

Литературное направление — классицизм

Жанр — социально-бытовая комедия, с елементомы любовной и социально-психологической комедии

Тема — стремление богатого буржуа Журдена попасть в высшее общество

«Мещанин во дворянстве» проблематика
  • место человека в обществе; факторы, которыми это место определяется;
  • господствующие нравственные идеалы в государстве;
  • проблемы образования, воспитания, искусства, любви, человеческого достоинства и др.

Главная мысль — разоблачение социальных и человеческих пороков

Главные герои — Господин Журден, госпожа Журден, Люсиль, Клеонт, Дорант, Доримена, Ковель, Николь

Художественные особенности «Мещанин во дворянстве»

Комедия написана в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для классической пьесы триединство:

  • единство места (дом господина Журдена),
  • времени (действие заключается в 24 часов)
  • действия (вся пьеса построена вокруг одной главной идеи).

В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.

«Мещанин во дворянстве» сюжет

Действие происходит в доме господина Журдена, мещанина. Граф Дорант,бравший в займы денег у Журдена,был влюблён в аристократку, маркизу Доримену. Журден стремясь казаться выше и завоевать расположение графа, во всём пытается подражать дворянскому сословию. Госпожа Журден и её служанка Николь высмеивают его. Желая сделаться дворянином, Журден отказывает Клеонту в руке своей дочери Люсиль. Тогда слуга Клеонта, Ковьель, придумывает хитрость: под видом турецкого дервиша он посвящает господина Журдена в мнимый турецкий дворянский сан мамамуши ́ и устраивает женитьбу Люсиль с сыном турецкого султана , который на самом деле переодетый турком Клеонт.

«Мещанин во дворянстве» - комедия-балет, созданная великим Мольером в 1670 году. Это классицистическое произведение, дополненное элементами народного фарса, чертами античной комедии и сатирических композиций эпохи Возрождения.

История создания

Осенью 1669 года Париж посетили послы султана Оттоманской порты. Турков встречали особо помпезно. Но украшения, эффектная встреча и роскошные апартаменты не удивили гостей. Более того, делегация заявила о том, что прием был скуден. Вскоре оказалось, что посетили палац не послы, а самозванцы.

Впрочем, обиженный король Людовик все же потребовал у Мольера создать произведение, где бы высмеивались помпезные турецкие обычаи и специфические нравы восточной культуры. Понадобилось всего 10 репетиций и королю была продемонстрирована пьеса «Турецкая церемония». Спустя месяц в 1670 году в конце ноября спектакль презентовали в Пале-Рояль.

Однако, талантливый драматург спустя некоторое время кардинально трансформировал первоначальную пьесу. Кроме сатиры на турецкие обычаи, он дополнил произведение размышлениями на тему современных нравов дворян.

Анализ произведения

Сюжет

Господин Журден имеет деньги, семью и хороший дом, но он хочет стать истинным аристократом. Он платит парикмахерам, портным и учителям, чтобы те делали из него почтенного дворянина. Чем больше слуги его хвалили, тем больше он им платил. Любые капризы господина воплощались в реальность, при этом окружающие щедро хвалили наивного Журдена.

Учитель танцев обучал минуэту и искусству правильно клонятся. Это было важно для Журдена, влюбленного в одну маркизу. Учитель фехтования рассказывал, как правильно наносить удары. Его обучали правописанию, философии, познавал тонкости прозы и поэзии.

Облачившись в новый костюм, Журден решил прогуляться по городу. Госпожа Журден и служанка николь заявили мужчине, что выглядит он, как шут и все носятся с ним лишь из-за его щедрости и богатства. Возникает перепалка. Появляется граф Дорант и просит Журдена одолжит тому еще немного денег, несмотря на то, что сумму долга и так довольно солидная.

Молодой человек по имени Клеон любит Люсиль, которая отвечает ему взаимностью. Госпожа Журден согласна на брак своей дочери с ее возлюбленным. Господин Журден, узнав о том, что Клеонт не дворянского происхождения, резко отказывает. В этот момент появляется граф Дорант и Доримена. Предприимчивый авантюрист ухаживает за маркизой, передавая подарки от наивного Журдена от своего имени.

Хозяин дома приглашает всех за стол. Маркиза наслаждается вкусными угощениями, как вдруг появляется жена Журдена, которую отправляли к сестре. Она понимает, что происходит и устраивает скандал. Граф и маркиза покидают дом.

Сразу же появляется Ковьел. Он представляется другом отца Журдена и настоящим дворянином. Он рассказывает о том, что в город прибыл турецкий наследник престола, безумно влюбленный в дочь господина Журдена.

Чтобы породниться Журдену нужно пройти обряд посвящения в мамамуши. Затем появляется и сам султан - переодетый Клеонт. Он разговаривает на вымышленном языке, а Ковьель переводит. Затем следует смешенная церемония посвящения, дополненная нелепыми ритуалами.

Характеристика главных героев

Журден - главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.

Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.

Жена Журдена

Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.

Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.

Дорант

Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.

Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.

Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.

Маркиза

Маркиза Доримена - вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.

Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.

Возлюбленные

Люсиль и Клеонт - люди нового поколения. Они отличаются хорошим воспитанием, умны и находчивы. Люсиль любит Клеонта, поэтому узнав о том, что ее будут выдавать замуж за другого искренне противится.

Юношу действительно есть за что любить. Он умен, благороден по манерам, честный, добрый и любящий. Он не стыдиться своих родных, не гонится за призрачными статусами, открыто заявляет о своих чувствах и желаниях.

Комедия отличается особо продуманным и четким строением: 5 действий, как того и требуют каноны классицизма. Одно действие не перерывается второстепенными линиями. Мольер вводит в драматическое произведение балет. Это нарушает требования классицизма.

Тема - свихнутость господина Журдена на дворянских титулах и благородстве. Автор критикует в своем произведении аристократический лад, унижение буржуазии перед классом, который якобы господствует.

«Мещанин во дворянстве» краткое содержание по главам — подробно расскажет о действиях в пьесе, о поступках героев. вы также можете прочитать на нашем сайте.

«Мещанин во дворянстве» Мольер краткое содержание по главам

Действие 1 краткое содержание «Мещанин во дворянстве»

Господин Журден буквально помешан на том, чтобы из мещан выбиться в дворянское сословие. Своим трудом он (потомственный торговец) заработал много денег и теперь щедро тратит их на учителей и «дворянские» наряды, всеми силами стараясь освоить «благородные манеры».

Учитель музыки и учитель танцев обсуждают, как им повезло с Журденом: «Мы нашли именно такого человека, какой нам нужен. Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении - это для нас просто клад. Его познания не велики, судит он обо всем вкривь и вкось и рукоплещет там, где не следует, однако ж деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке». Учителя усердно льстят его «тонкому» вкусу и «блестящим» способностям. Господин Журден заказал учителю музыки сочинить представление с серенадой и танцами. Он намерен произвести впечатление на понравившуюся ему маркизу Доримену, которую пригласил отобедать в своем доме. Конечно, без посредничества настоящего дворянина Журдену никогда бы не добиться такой чести. Ho у него находится помощник. Это граф Дорант. Занимая у Журдена деньги и вымогая подарки для маркизы (которые затем преподносит ей от своего имени), Дорант постоянно обещает, что вскоре отдаст Журдену занятую сумму.

Появляется сам Журден. Хвалится перед учителями своим новым халатом. Портной сказал, что вся знать ходит в таких, так что и ему должно.Учитель танцев и учитель музыки просят Журдена посмотреть на то, что они сочинили специально для сегодняшнего торжества (к Журдену на обед придет знатная дама, маркиза, в которую он влюблен). Журден равнодушно смотрит на то, что ему представляют учителя, он в этом не разбирается, но он не показывает вида, так как все знатные люди должны разбираться в искусстве. По поводу балета он отпускает такую реплику: «Очень даже здорово: танцоры откалывают лихо».

Действие 2 краткое содержание «Мещанин во дворянстве»

Учителя предлагают Журдену учиться музыке и танцам. Когда Журден выясняет, что все знатные люди этому учатся, то соглашается. Тем более, что учителя приводят такие «убедительные» доводы, например: все войны на земле происходят от незнания музыки и неумения танцевать, потому что, если бы все учились музыке, то это настроило бы людей на мирный лад.


Журден просит учителя танцев научить его кланяться, так как ему надо будет поклониться маркизе. «Если вы желаете, чтобы это был почтительный поклон, - говорит учитель, - то прежде отступите назад и поклонитесь один раз, затем подойдите к ней с тремя поклонами и в конце концов склонитесь к ее ногам». Заходит учитель фехтования. Начинается его урок. Он объясняет Журдену, что весь секрет фехтования заключается в том, чтобы, во-первых, наносить противнику удары, а во-вторых, чтобы самому таких не получать, а для этого нужно только научиться отводить шпагу противника от своего тела легким движением кисти руки - к себе или от себя.Следующий урок - урок философии. Учитель спрашивает, чему бы он хотел обучиться. На что Журден отвечает: «Всему, чему только смогу: ведь я смерть как хочу стать ученым». Философ предлагает Журдену на выбор несколько тем - логику, этику, физику. Журден просит объяснить, что это за предметы, слышит много незнакомых и сложных слов и решает, что это не для него. Он просит учителя заняться с ним правописанием. Целый урок они разбирают то, как произносятся гласные буквы. Журден радуется, как ребенок: оказывается, что многое из этого он знал раньше. Но при этом он открывает для себя много нового, например: чтобы произнести звукУ, надо приблизить верхние губы к нижним, не стискивая их, а губы вытянуть и тоже сблизить. Губы при этом вытягиваются, как будто вы гримасничаете. Журден восклицает на это: «Эх, зачем я не учился прежде! Я бы все это уже знал».Журден просит философа помочь написать ему записку, которую тот уронит к ногам маркизы. Учитель философии спрашивает, как должна быть написана записка, прозой или стихами? Журден не хочет ни прозы, ни стихов. Философ объясняет, что такого быть не может, потому что, что не стихи, то проза, а что не проза, то стихи. Журден делает открытие, что он говорит прозой.

Портной приносит Журдену примерить костюм. Журден замечает, что у портного костюм из такой же материи, что и костюм, который он заказывал у него раньше.

Журден жалуется, что ему жмут башмаки, присланные портным, что шелковые чулки оказались слишком тесными и порвались, что рисунок на ткани костюма ориентирован неправильно (цветочками вниз). Подмастерье, надевая костюм на Журдена, называет его то Ваша милость, то Сиятельство, то Ваша светлость. При этом Журден за каждое слово дает ему деньги и думает про себя, что если дойдет до «Ваше высочество», то он отдаст весь кошелек. Но до этого не дошло.

Действие 3 краткое содержание «Мещанин во дворянстве»

Появляется Николь. Увидев своего хозяина в этом нелепом костюме, девушка принимается так хохотать, что даже угроза Журдена побить ее не останавливает смех. Николь высмеивает пристрастие хозяина к «гостям из высшего общества». По ее мнению, они горазды только ходить к нему и наедаться за его счет, произносить ничего не значащие фразы, да еще таскать грязь на красивый паркет в зале господина Журдена.

Госпожа Журден говорит:

«Что это на тебе, муженек, за новый наряд? Верно, вздумал смешить людей, коли вырядился шутом?» На что тот отвечает, что если и будут показывать, то только дураки да дуры.

Госпожа Журден признается, что ей совестно перед соседями за повадки мужа.

«Можно подумать, у нас каждый день праздник: с самого утра, то и знай, пиликают на скрипках, песни орут».

Жена недоумевает, зачем Журдену в его возрасте понадобился учитель танцев: ведь у него по возрасту скоро ноги отнимутся. По мнению госпожи Журден надо думать не о танцах, а о том, как пристроить дочь-невесту.

Журден решает показать жене и служанке, чему он успел научиться, задает им вопросы: как произнести У, или, знают ли они, как сейчас говорят (прозой). Женщины ничего понять не могут, Журден называет их невеждами. Далее происходит демонстрация искусства фехтования. Журден предлагает Николь кольнуть его шпагой. Она колет несколько раз. Он кричит, чтобы не так быстро, а то он не успевает отразить удар.

Госпожа Журден упрекает мужа в том, что он помешался на всех этих причудах после того, как решил «водиться с важными господами». Журден считает, что это куда лучше, чем «водиться с твоими мещанами». Жена утверждает, что с ним услужливы только потому, что он богат и у него можно занять денег, приводя в пример графа Доранта.

Появляется Дорант, расточает комплименты Журдену по поводу прекрасного внешнего вида, спрашивает, сколько он ему должен денег. После подсчетов вышла сумма пятнадцать тысяч восемьсот. Дорант предлагает Журдену занять ему еще двести для ровного счета. Госпожа Журден называет мужа «дойной коровой».

Журден и Дорант остаются наедине. Они обсуждают предстоящий сегодня ужин: Дорант приведет Доримену под видом своей знакомой. Дорант напоминает, чтобы Журден не проговорился о бриллианте, который он подарил Доримене через него, потому что она не любит, когда об этом напоминают.

Николь говорит госпоже Журден, что мужчины что-то замышляют. «Мой муженек давно у меня на подозрении. Голову даю на отсечение, что он за кем-то приударяет,» - отвечает госпожа Журден.

Клеонт влюблен в Люсиль. Госпожа Журден советует ему просить у ее мужа руки дочери. Журден, прежде всего, спрашивает, дворянин ли он? Молодой человек отвечает, что нет, и не скрывает этого. Журден отказывает ему. Жена напоминает, что ведь и они сами-то мещане. Муж и слышать ничего не хочет.

Дорант приводит маркизу. Все, что здесь устраивается для нее Журденом, он выдает за свое. Бриллиант также причисляет к своим подаркам.

Появляется Журден, просит маркизу отойти на шаг, потому что ему не хватает места для поклона.

Действие 4 краткое содержание «Мещанин во дворянстве»

Появляется Дорант, снова занимает деньги, но при этом упоминает, что «говорил о Журдене в королевской опочивальне». Услышав это, Журден перестает интересоваться разумными доводами жены и немедленно выносит Доранту требуемую сумму. С глазу на глаз Дорант предупреждает Журдена, что он ни в коем случае не должен напоминать Доримене о своих дорогих подарках, поскольку это дурной тон. На самом же деле роскошное кольцо с бриллиантом он подарил маркизе как бы от себя, поскольку хочет на ней жениться. Журден сообщает Доранту, что ждет их с маркизой сегодня на роскошный обед, а жену намерен спровадить к ее сестре. Николь подслушивает часть разговора и передает его хозяйке.

Госпожа Журден решает никуда не уходить из дома, подловить мужа и, воспользовавшись его замешательством, добиться у него согласия на брак их дочери Люсиль с Клеонтом. Люсиль любит Клеонта, и сама госпожа Журден считает его весьма порядочным молодым человеком. Николь же нравится слуга Клеонта Ковьель, так что едва поженятся господа, слуги тоже намерены справить свадьбу.

Госпожа Журден советует Клеонту немедленно просить руки Люсиль у ее отца. Господин Журден интересуется, дворянин ли Клеонт. Клеонт, не считающий возможным лгать отцу своей невесты, признается, что он не дворянин, хотя его предки занимали почетные должности и сам он честно служил шесть лет и самостоятельно нажил капитал. Все это Журдена не интересует. Он отказывает Клеонту, поскольку намерен выдать дочь замуж так, чтобы «ей был почет». Госпожа Журден возражает, что лучше выйти замуж за человека «честного, богатого да статного», чем вступить в неравный брак. Ей вовсе не хочется, чтобы внуки стыдились называть ее бабушкой, а зять попрекал Люсиль ее родителями. Госпожа Журден гордится своим отцом: он честно торговал, много работал, нажил и себе и детям состояние. Ей хочется, чтобы и в семье дочери все было «попросту».

Ковьель придумывает, как обмануть Журдена, сыграв на его раздутом самолюбии. Он подговаривает Клеонта переодеться в платье «сына турецкого султана», а сам выступает при нем переводчиком. Ковьель принимается льстить Журдену, говоря, что хорошо знал его отца, который был истинным дворянином. Кроме того, Ковьель уверяет, что сын турецкого султана влюблен в Люсиль и намерен немедленно жениться на ней. Однако, чтобы Журден был одного с ним круга, сын султана намерен присвоить ему титул «мамамуши», т. е. турецкого дворянина. Журден соглашается.

Доримена сокрушается, что вводит Доранта в крупные расходы. Она очарована его обхождением, но боится выходить замуж. Доримена вдова, первый ее брак был неудачным. Дорант успокаивает Доримену, убеждает, что когда брак основан на взаимной любви, ничто не помеха. Дорант приводит Доримену в дом Журдена. Хозяин, как учил его учитель танцев, принимается раскланиваться перед дамой «по науке», при этом отодвигает ее в сторону, поскольку ему не хватает места для третьего поклона. За роскошной трапезой Доримена хвалит хозяина. Тот намекает, что его сердце принадлежит маркизе. Ho в высшем свете это всего лишь фраза, поэтому Доримена не обращает на нее внимания. Зато она признается, что ей очень нравится бриллиантовое кольцо, подаренное якобы Дорантом. Журден принимает комплимент на свой счет, но, памятуя о наставлениях Доранта (о необходимости избегать «дурного тона»), называет бриллиант «сущей безделицей».

В этот момент врывается госпожа Журден. Ока упрекает мужа в том, что он волочится за маркизой. Дорант объясняет, что обед организовал он для Доримены, а Журден просто предоставил свой дом для их встреч (что является правдой, поскольку Доримена отказывалась встречаться с ним у себя или у него дома). Журден же в очередной раз благодарен Доранту: ему кажется, что граф так ловко все придумал, чтобы выручить его, Журдена. Начинается церемония посвящения Журдена в мама-муши. Появляются турки, дервиши и муфтий. Они поют какую-то тарабарщину и танцуют вокруг Журдена, кладут ему на спину Коран, паясничают, надевают на него тюрбан и, вручив, турецкую саблю, провозглашают дворянином. Журден доволен.

Действие 5 краткое содержание «Мещанин во дворянстве»

Госпожа Журден, видя весь этот маскарад, называет мужа сумасшедшим. Журден же ведет себя гордо, начинает отдавать жене приказы - как истинный дворянин. Доримена, чтобы не ввергать Доранта в еще большие расходы, соглашается выйти за него замуж немедленно. Журден произносит перед ней речи на восточный манер (с обилием многословных комплиментов). Журден зовет домочадцев и нотариуса, приказывает приступить к церемонии бракосочетания Люсиль и «сына султана». Когда Люсиль и госпожа Журден узнают Ковьеля и Клеонта, они охотно присоединяются к разыгрываемому спектаклю. Дорант, якобы чтобы успокоить ревность госпожи Журден, объявляет, что они с Дорименой тоже немедленно сочетаются браком. Журден счастлив: дочь послушна, жена согласна с его «дальновидным» решением, а поступок Доранта, как думает Журден, - «для отвода глаз» его супруги. Николь Журден решает «подарить» переводчику, т. е. Koвьелю.

Год написания:

1670

Время прочтения:

Описание произведения:

Комедия Мещанин во дворянстве была написана в 1670 году Мольером . Первый раз комедия была показана в присутствии короля Людовика XIV. Эта пьеса сильно отличалась от всего того, что раньше писал Мольер, так как в ней не было динамичной интриги, которая всегда присутствовала в произведениях автора.

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание комедии Мещанин во дворянстве.

Казалось бы, чего ещё нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье - все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать из Журдена блестящего знатного кавалера. Вот и теперь двое учителей - танцев и музыки - вместе со своими учениками дожидались появления хозяина дома. Журден пригласил их с тем, чтобы они весёлым и изысканным представлением украсили обед, который он устраивал в честь одной титулованной особы.

Представ перед музыкантом и танцором, Журден первым делом предложил им оценить свой экзотический халат - такой, по словам его портного, по утрам носит вся знать - и новые ливреи своих лакеев. От оценки вкуса Журдена, по всей очевидности, непосредственно зависел размер будущего гонорара знатоков, посему отзывы были восторженными.

Халат, впрочем, стал причиной некоторой заминки, поскольку Журден долго не мог решить, как ему сподручнее слушать музыку - в нем или без него. Выслушав же серенаду, он счёл её пресноватой и в свою очередь исполнил бойкую уличную песенку, за которую снова удостоился похвал и приглашения помимо прочих наук заняться также музыкой с танцами. Принять это приглашение Журдена убедили заверения учителей в том, что каждый знатный господин непременно обучается и музыке, и танцам.

К грядущему приёму учителем музыки был подготовлен пасторальный диалог. Журдену он, в общем-то, понравился: раз уж нельзя обойтись без этих вечных пастушков и пастушек - ладно, пусть себе поют. Представленный учителем танцев и его учениками балет пришёлся Журдену совсем по душе.

Окрылённые успехом у нанимателя, учителя решили ковать железо, пока горячо: музыкант посоветовал Журдену обязательно устраивать еженедельные домашние концерты, как это делается, по его словам, во всех аристократических домах; учитель танцев тут же принялся обучать его изысканнейшему из танцев - менуэту.

Упражнения в изящных телодвижениях прервал учитель фехтования, преподаватель науки наук - умения наносить удары, а самому таковых не получать. Учитель танцев и его коллега-музыкант дружно не согласились с заявлением фехтовальщика о безусловном приоритете умения драться над их освящёнными веками искусствами. Народ подобрался увлекающийся, слово за слово - и пару минут спустя между тремя педагогами завязалась потасовка.

Когда пришёл учитель философии, Журден обрадовался - кому как не философу вразумлять дерущихся. Тот охотно взялся за дело примирения: помянул Сенеку, предостерёг противников от гнева, унижающего человеческое достоинство, посоветовал заняться философией, этой первейшей из наук... Тут он переборщил. Его стали бить наравне с прочими.

Потрёпанный, но все же избежавший увечий учитель философии, в конце концов, смог приступить к уроку. Поскольку Журден отказался заниматься как логикой - слова там уж больно заковыристые, - так и этикой - к чему ему наука умерять страсти, если все равно, коль уж разойдётся, ничто его не остановит, - учёный муж стал посвящать его в тайны правописания.

Практикуясь в произношении гласных звуков, Журден радовался, как ребёнок, но когда первые восторги миновали, он раскрыл учителю философии большой секрет: он, Журден, влюблён в некую великосветскую даму, и ему требуется написать этой даме записочку. Философу это было пара пустяков - в прозе, в стихах ли. Однако Журден попросил его обойтись без этих самых прозы и стихов. Знал ли почтенный буржуа, что тут его ожидало одно из самых ошеломительных в жизни открытий - оказывается, когда он кричал служанке: «Николь, подай туфли и ночной колпак», из уст его, подумать только, исходила чистейшая проза!

Впрочем, и в области словесности Журден был все ж таки не лыком шит - как ни старался учитель философии, ему не удалось улучшить сочинённый Журденом текст: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви».

Философу пришлось удалиться, когда Журдену доложили о портном. Тот принёс новый костюм, сшитый, естественно, по последней придворной моде. Подмастерья портного, танцуя, внесли обнову и, не прерывая танца, облачили в неё Журдена. При этом весьма пострадал его кошелёк: подмастерья не скупились на лестные «ваша милость», «ваше сиятельство» и даже «светлость», а чрезвычайно тронутый Журден - на чаевые.

В новом костюме Журден вознамерился прогуляться по улицам Парижа, но супруга решительно воспротивилась этому его намерению - и без того над Журденом смеётся полгорода. Вообще, по её мнению, ему пора уже было одуматься и оставить свои придурковатые причуды: к чему, спрашивается, Журдену фехтование, если он не намерен никого убивать? зачем учиться танцам, когда ноги и без того вот-вот откажут?

Возражая бессмысленным доводам женщины, Журден попытался впечатлить её со служанкой плодами своей учёности, но без особого успеха: Николь преспокойно произносила звук «у», даже не подозревая, что при этом она вытягивает губы и сближает верхнюю челюсть с нижней, а рапирой она запросто нанесла Журдену несколько уколов, которые он не отразил, поскольку непросвещённая служанка колола не по правилам.

Во всех глупостях, которым предавался её муж, г-жа Журден винила знатных господ, с недавних пор начавших водить с ним дружбу. Для придворных франтов Журден был обычной дойной коровой, он же, в свою очередь, пребывал в уверенности, что дружба с ними даёт ему значительные - как их там - пре-ро-га-тивы.

Одним из таких великосветских друзей Журдена был граф Дорант. Едва войдя в гостиную, этот аристократ уделил несколько изысканных комплиментов новому костюму, а затем бегло упомянул о том, что нынче утром он говорил о Журдене в королевской опочивальне. Подготовив таким манером почву, граф напомнил, что он должен своему другу пятнадцать тысяч восемьсот ливров, так что тому прямой резон одолжить ему ещё две тысячи двести - для ровного счета. В благодарность за этот и последующие займы Дорант взял на себя роль посредника в сердечных делах между Журденом и предметом его поклонения - маркизой Дорименой, ради которой и затевался обед с представлением.

Г-жа Журден, чтобы не мешалась, в этот день была отправлена на обед к своей сестре. О замысле супруга она ничего не знала, сама же была озабочена устройством судьбы своей дочери: Люсиль вроде бы отвечала взаимностью на нежные чувства юноши по имени Клеонт, который в качестве зятя весьма подходил г-же Журден. По её просьбе Николь, заинтересованная в женитьбе молодой госпожи, так как сама она собиралась замуж за слугу Клеонта, Ковьеля, привела юношу. Г-жа Журден тут же отправила его к мужу просить руки дочери.

Однако первому и, по сути, единственному требованию Журдена к соискателю руки Люсиль Клеонт не отвечал - он не был дворянином, тогда как отец желал сделать дочь в худшем случае маркизой, а то и герцогиней. Получив решительный отказ, Клеонт приуныл, но Ковьель полагал, что ещё не все потеряно. Верный слуга задумал сыграть с Журденом одну шутку, благо у него имелись друзья-актёры, и соответствующие костюмы были под рукой.

Тем временем доложили о прибытии графа Доранта и маркизы Доримены. Граф привёл даму на обед отнюдь не из желания сделать приятное хозяину дома: он сам давно ухаживал за вдовой маркизой, но не имел возможности видеться с нею ни у неё, ни у себя - это могло бы скомпрометировать Доримену. К тому же все безумные траты Журдена на подарки и разнообразные развлечения для неё он ловко приписывал себе, чем в конце концов покорил-таки женское сердце.

Изрядно позабавив благородных гостей вычурным неуклюжим поклоном и такой же приветственной речью, Журден пригласил их за роскошный стол.

Маркиза не без удовольствия поглощала изысканные яства под аккомпанемент экзотических комплиментов чудаковатого буржуа, когда все благолепие неожиданно было нарушено появлением разгневанной г-жи Журден. Теперь она поняла, зачем её хотели спровадить на обед к сестре - чтобы муженёк мог спокойно спускать денежки с посторонними женщинами. Журден с Дорантом принялись заверять её, - что обед в честь маркизы даёт граф, и он же за все платит, но заверения их ни в коей мере не умерили пыл оскорблённой супруги. После мужа г-жа Журден взялась за гостью, которой должно было бы быть стыдно вносить разлад в честное семейство. Смущённая и обиженная маркиза встала из-за стола и покинула хозяев; следом за ней удалился Дорант.

Только знатные господа ушли, как было доложено о новом посетителе. Им оказался переодетый Ковьель, представившийся другом отца г-на Журдена. Покойный батюшка хозяина дома был, по его словам, не купцом, как все кругом твердили, а самым что ни на есть настоящим дворянином. Расчёт Ковьеля оправдался: после такого заявления он мог рассказывать все что угодно, не опасаясь, что Журден усомнится в правдивости его речей.

Ковьель поведал Журдену, что в Париж прибыл его хороший приятель, сын турецкого султана, без ума влюблённый в его, Журдена, дочь. Сын султана хочет просить руки Люсиль, а чтобы тесть был достоин новой родни, он решил посвятить его в мамамуши, по-нашему - паладины. Журден был в восторге.

Сына турецкого султана представлял переодетый Клеонт. Он изъяснялся на жуткой тарабарщине, которую Ковьель якобы переводил на французский. С главным турком прибыли положенные муфтии и дервиши, от души повеселившиеся во время церемонии посвящения: она вышла очень колоритной, с турецкими музыкой, песнями и плясками, а также с ритуальным избиением посвящаемого палками.

Доранту, посвящённому в замысел Ковьеля, удалось наконец уговорить Доримену вернуться, соблазнив возможностью насладиться забавным зрелищем, а потом ещё и отменным балетом. Граф и маркиза с самым серьёзным видом поздравили Журдена с присвоением ему высокого титула, тому же не терпелось поскорее вручить свою дочь сыну турецкого султана. Люсиль сначала ни в какую не желала идти за шута-турка, но, как только признала в нем переодетого Клеонта, сразу согласилась, делая вид, что покорно исполняет дочерний долг. Г-жа Журден, в свою очередь, сурово заявила, что турецкому пугалу не видать её дочери, как собственных ушей. Но стоило Ковьелю шепнуть ей на ухо пару слов, и мамаша сменила гнев на милость.

Журден торжественно соединил руки юноши и девушки, давая родительское благословение на их брак, а затем послали за нотариусом. Услугами этого же нотариуса решила воспользоваться и другая пара - Дорант с Дорименой. В ожидании представителя закона все присутствующие славно провели время, наслаждаясь балетом, поставленным учителем танцев.

Вы прочитали краткое содержание комедии Мещанин во дворянстве. В разделе нашего сайта - краткие содержания , вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.

Действие первое

Явление первое

Учитель музыки приглашает певцов и музыкантов расположиться в зале и отдохнуть до прихода хозяина. Учитель танцев предлагает то же самое танцовщикам. Учитель музыки говорит учителю танцев, что господин Журден, помешавшийся на дворянстве, для них - просто клад.

Учитель танцев признаётся, что ему обидно “выносить своё творение на суд болвана” (имел он в виду господина Журдена). Учитель музыки с ним не соглашается и говорит, что хорошо, когда кроме похвал просвещённых людей человек искусства получает ещё и деньги.

Явление второе

Входит господин Журден в халате и ночном колпаке. Он просит собравшихся показать ему “не то пролог, не то диалог с песнями и пляской”. Журден объясняет своё опоздание тем, что никак не мог надеть новые узкие шёлковые чулки, ведь одевается он теперь так, как одевается знать. Обоих учителей он просит не уходить, пока не принесут новый костюм. Журден хочет, чтобы учителя посмотрели на него в обновке.

Халат из индийской ткани господин Журден одел потому, что вся знать носит по утрам такие халаты. Внезапно, прервав разговор, Журден зовёт двух лакеев, но приказаний им не отдаёт, объяснив, что позвал их, чтобы проверить, как они его слушаются. Журден раздумывает, слушать ему музыку в халате или без халата, потом решает всё-таки, что в халате будет лучше.

Журден слушает лирическую песню о любви, прерывает пение и говорит, что мотив надо сделать повеселее. В пример он приводит банальную песню про овечку. Узнав, что знатные господа тоже учатся музыке, Журден решает, что ему и самому это необходимо. Учитель музыки и учитель танцев призывают Журдена освоить эти искусства, объясняя, что они важнейшие на свете. Певица и два певца начинают исполнять произведение о любви. Далее учитель танцев предлагает посмотреть балет.

Действие второе

Явление первое

Господин Журден говорит, что балет, сочинённый специально для него, как нельзя кстати, потому что к нему сегодня придёт знатный гость. Учитель музыки советует господину Журдену давать концерты по средам и четвергам, как это делается во всех знатных домах. Услышав, что дворяне дают концерты, Журден сразу же соглашается с предложением учителя музыки. Журден танцует менуэт и просит научить его кланяться маркизе. Учитель танцев объясняет господину Журдену, каким должен быть почтительный поклон.

Явление второе

Лакей докладывает, что пришёл учитель фехтования. Господин Журден просит учителя танцев и учителя музыки остаться, чтобы понаблюдать урок.

Явление третье

Учитель фехтования начинает урок. Он объясняет господину Журдену, что главное в искусстве фехтования - наносить удары и таковых не получать. Из этого учитель фехтования делает вывод о превосходстве его искусства над другими, называя танцы и музыку бесполезными науками. Учитель музыки и учитель танцев возмущены таким отношением.

Учитель фехтования называет учителя музыки “музыкантишкой”, учителя танцев - “плясунишкой”, а сам в ответ получает прозвище “драчунишка”. Учитель танцев почти бросился в драку с учителем фехтования. Господин Журден пытается разнять ссорящихся.

Явление четвёртое

Входит учитель философии. Господин Журден просит его примирить ссорящихся господ учителей. Философ говорит, что “лучший ответ на издевательства - это сдержанность и терпение”. Каждый рассказывает философу, что его искусство - важнейшее, но учитель философии заявляет, что все трое - нахалы, потому что их искусства не могут даже сравниться с важнейшей наукой - философией. Начинается драка всех четырёх учителей.

Явление пятое

Господин Журден говорит, что не собирается разнимать дерущихся, а то ещё свой новый халат порвёт.

Явление шестое

Учитель философии возвращается и готов приступить к уроку. Господин Журден говорит, что ему досадно, что всё так получилось. Философу господин Журден объясняет, что хочет учиться всему, потому что он умеет только читать и писать. Философ предлагает начать обучение с освоения логики и объясняет её основные понятия.

Господину Журдену не понравилась логика ("Уж больно слова-то заковыристые. Нет, логика мне не подходит. Лучше что-нибудь позавлекательнее.") От этики господин Журден тоже отказывается, говоря, что он для этого слишком вспыльчив. Физика тоже не привлекает Журдена. В конце концов Журден просит учителя философии заняться с ним правописанием, на что тот с удовольствием соглашается. Журден вслед за учителем учится произносить звуки (гласные и согласные).

Прервав урок, господин Журден просит учителя философии помочь написать записку одной знатной даме, в которую господин Журден влюблён. Журден не может объяснить, прозой или стихами он хочет написать записку, так как не знает определений ни того, ни другого. В записке Журден хочет написать следующее: "Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви ".

Учитель философии предлагает варианты объяснений в любви, но все они не нравятся упрямому Журдену, который не желает менять текст записки. В конце концов учитель философии хвалит вкус Журдена и говорит, что именно так и нужно писать послание женщине. Журден остаётся вполне доволен собой.

Явление седьмое

Господин Журден нервничает из-за того, что ему ещё не принесли новый костюм, и ругает портного.

Явление восьмое

Портной приносит костюм. Журден жалуется, что присланные портным чулки слишком узкие, туфли жмут. Портной убеждает Журдена, что так и надо. Тот соглашается. Господин Журден просит войти музыкантов, чтобы под их игру облачиться в новый костюм.

Явление девятое

Танцующие под музыку подмастерья одевают господина Журдена. Подмастерье просит господина Журдена подарить сколько-нибудь денег, чтобы они выпили за его здоровье. При этом подмастерье назвал Журдена “Ваша милость”. Услышав это, Журден тут же дал денег и решил, что из-за нового костюма его так лестно назвали. Подмастерье называет в благодарность Журдена “Ваше сиятельство”, а потом и “Ваша светлость”. За каждое из этих обращений Журден даёт подмастерьям деньги, чуть не отдав всё, что у него было при себе.

Действие третье

Явление первое

Господин Журден решил пройтись по городу в новом костюме в сопровождении лакеев (чтобы все видели, что у него есть лакеи).

Явление второе

Вошедшая служанка Николь не сдерживается и смеётся при виде хозяина в новом костюме. Она говорит, что Журден так смешно выглядит, что нет сил сдержаться от смеха. Господин Журден пригрозил, что даст ей оплеуху, если она не перестанет смеяться. Журден приказывает Николь убрать дом перед приходом гостей.

Явление третье

Госпожа Журден говорит мужу, что его одежда и поведение давно смешат всех. Николь поддерживает хозяйку, говоря, что дом невозможно будет содержать в чистоте, если каждый день сюда будет ходить такое количество людей. Госпожа Журден и Николь спрашивают господина Журдена, зачем ему в его годы понадобились учителя фехтования и танцев. Журден называет женщин невеждами, а жена говорит, что лучше бы он дочку пристроил замуж.

Господин Журден хвастается перед женой своими знаниями (он теперь знает, что люди разговаривают прозой, а также знает, как произносится звук “у”). Николь особенно не нравится учитель фехтования, от которого пыль столбом.

Господин Журден тут же требует подать рапиры, протягивает одну Николь и собирается защищаться. Николь легко несколько раз уколола господина Журдена рапирой. Жена говорит, что вся эта дурь у Журдена началась с того времени, как он водится с дворянами, хотя сам он мещанин. Госпожа Журден объясняет мужу, что все эти знатные господа с ним ласковы только потому, что они занимают, как граф, например, у Журдена деньги.

Появляется граф.

Явление четвёртое

Граф Дорант приветствует Журдена, называя его “милый друг”. Граф хвалит новый костюм Журдена, говорит ему массу комплиментов. Дорант рассказывает, что говорил о Журдене в королевской опочивальне. Граф просит подсчитать, сколько он должен господину Журдену. Тот отвечает, что долг составляет пятнадцать тысяч восемьсот ливров. Граф просит для ровной суммы дать ему в долг ещё двести пистолей, чтобы получилось ровно восемнадцать тысяч франков. Жена тихо называет Журдена “дойной коровой” и требует, чтобы он не давал в долг. Графу Журден отвечает, что это для него честь - дать в долг графу, и отправляется за деньгами.

Явление пятое

Граф спрашивает у госпожи Журден о её дочери и предлагает посетить придворный балет, посмотреть комедию.

Явление шестое

Господин Журден даёт Доранту двести луидоров. Граф сообщает Журдену, что маркиза скоро пожалует на обед и побывает на представлении, которое для неё устраивает Журден. Маркиза, по словам Доранта, долго отказывалась от подаренного Журденом бриллианта, но в конце концов приняла подарок. Журден благодарен графу за искреннее участие в его сердечных делах. Господин Журден заметил, что Николь подслушивает их, даёт ей пощёчину и уходит вместе с графом.

Явление седьмое

Николь обо всём, что услышала, рассказала хозяйке. Госпожа Журден говорит, что давно подозревает, что её муженёк за кем-то приударяет. Но потом госпожа Журден меняет тему разговора. Она рассказывает, что Клеонт влюблён в её дочь без памяти, и было бы хорошо, если бы за него удалось выдать Люсиль. Николь в восторге, потому что она влюблена в слугу Клеонта. Госпожа Журден посылает Николь к Клеонту, чтобы вместе с ним попросить у господина Журдена руки Люсиль.

Явление восьмое

Николь собирается сообщить Клеонту радостную новость, но Клеонт и его слуга Ковьель прогоняют Николь, не став её слушать.

Явление девятое

Клеонт был возмущён тем, что при встрече с Люсиль та прошла, словно не заметила его. Ковьель за это же обижен на Николь: та тоже прошла мимо, его не заметив. Клеонт подозревает, что Люсиль вскружил голову граф Дорант, который бывает часто в их доме. Ковьель критикует Люсиль: глаза у неё маленькие, рот большой, ростом невелика, “в речах и в движениях умышленно небрежна”. Клеонт на всё это отвечает, что Люсиль очаровательна, но сам себе обещает разлюбить и покинуть её.

Явление десятое

Николь рассказала Люсиль о том, как её прогнали. Девушки встречают Клеонта и Ковьеля. Люсиль спрашивает, отчего так суров с ней Клеонт. То же самое интересует и Николь. Люсиль сама объясняет, по какой причине она сегодня утром уклонилась от встречи с Клеонтом. Оба отказываются слушать девушек, но потом, когда те собираются уйти, сами просят рассказать, что же произошло на самом деле во время утренней встречи. Люсиль объяснила, что во всём повинна её старая тётка, которая шла вместе с ними. Тётка уверена, что если мужчина подошёл к женщине, то он таким образом её уже обесчестил. Клеонт и Ковьель тут же простили своих возлюбленных.

Явление одиннадцатое

Госпожа Журден приветствует Клеонта и говорит, что сейчас удобный случай попросить руки Люсиль у её мужа. Клеонт счастлив, что ему представляется такая возможность.

Явление двенадцатое

Клеонт обращается к господину Журдену с просьбой отдать за него замуж Люсиль. Господин Журден: “Прежде чем дать вам ответ, сударь, я попрошу вас сказать, дворянин вы или нет.” Клеонт отвечает, что слова сейчас дешевы, люди часто выдают себя за дворян, но он не станет этого делать. И хотя он обеспечен и имеет хорошее положение в обществе, а его предки были уважаемыми людьми, все же он не вправе считать себя дворянином. Господин Журден говорит, что в этом случае он не выдаст за него свою дочь. Жена Журдена возмущена таким ответом, Клеонт поражён. Оказывается, Журден хочет, чтобы его дочь была маркизой.

Явление тринадцатое

Госпожа Журден успокаивает Клеонта и говорит дочери, что отцу нужно поставить условие: ни за кого, кроме Клеонта Люсиль замуж не выйдет.

Явление четырнадцатое

Слуга Клеонта Ковьель объясняет хозяину, что к отцу Люсиль нельзя относиться так серьёзно, ведь он же помешался на дворянстве. Ковьель тут же придумывает какую-то затею, объявив хозяину, что они сыграют с господином Журденом одну шутку, после чего тот выдаст Люсиль за Клеонта.

Явление пятнадцатое

Господин Журден говорит сам себе, что он позволил бы отрубить два пальца на своей руке, лишь бы ему родиться графом или маркизом.

Явление шестнадцатое

Лакей докладывает господину Журдену, что пришёл граф с какой-то дамой.

Явление семнадцатое

Лакей говорит графу Доранту и Доримене, что господин Журден сейчас выйдет к ним.

Явление восемнадцатое

Доримена сомневается, что стоило приходить в этот дом. Дорант рассказывает маркизе Доримене о своей любви к ней, о том, что раз они не могут во избежание огласки встречаться ни у него, ни у неё, то этот дом - лучшее пристанище.

Доримена признаётся, что подарки графа слишком дороги (Дорант делал подарки от своего имени, получая их от господина Журдена). Маркиза даже говорит, что вот-вот Дорант может уговорить её выйти за него замуж. Граф предлагает маркизе сейчас же решиться на этот шаг. Доримену смущает то, что граф слишком много на неё тратится. Входит хозяин дома.

Явление девятнадцатое

Господин Журден делает поклоны, как ему объяснял учитель танцев, но он подошёл слишком близко к маркизе и просит её отойти немного назад, чтобы он мог сделать третий поклон. Потом Журден высказал восхищение тем, что такая прекрасная маркиза посетила его дом. В конце речи он окончательно запутался и был прерван графом Дорантом. Граф тихо напоминает Журдену, чтоб тот не вздумал проговориться о бриллианте, подаренном Доримене.

Явление двадцатое

Все отправляются к столу.

Действие четвёртое

Явление первое

Доримена говорит Доранту, что это не обед, а роскошный пир. Дорант отвечает, что обед заказывал он сам, но всё равно все эти угощения не достойны Доримены. Господин Журден вслух восхищается ручками маркизы. Доримена вслух хвалит бриллиант, который у неё на пальце. Граф Дорант то и дело прерывает господина Журдена, когда тот пытается сделать комплимент Доримене. Начинается представление.

Явление второе

Неожиданно появляется госпожа Журден, которую муж из-за визита Доримены спровадил к сестре. Дорант говорит госпоже Журден, что вовсе не её муж устраивает обед. Обед даёт граф, а господин Журден якобы только предоставил для этого свой дом.

Журден тут же подтверждает слова Доранта, чтобы успокоить жену. Госпожа Журден в ответ на все эти объяснения пристыдила маркизу, сказав, что такой важной даме как Доримена совершенно не к лицу позволять за собой волочиться женатому мужчине (она имела ввиду своего мужа Журдена). Доримена возмущена, обижена на Доранта за то, что тот привёл её в этот дом. Маркиза уходит, Дорант - за ней.

Явление третье

Журден ругает жену за то, что та выгнала из его дома таких знатных господ. Госпожа Журден отвечает, что ей плевать на их знатность.

Явление четвёртое

Господин Журден сокрушается по поводу неудачного возвращения жены.

Явление пятое

Переодетый слуга Клеонта Ковьель приходит к Журдену и представляется близким другом его покойного отца. Ковьель рассказывает, что знал Журдена ещё ребёнком. Потом Ковьель говорит, что отец Журдена был настоящим дворянином, и соглашается это освидетельствовать перед всеми.

Ковьель сообщает Журдену, что сын турецкого султана влюблён в дочь Журдена и хочет на ней жениться. Ковьель придумывает на ходу нелепые слова, объясняя Журдену, что это турецкие выражения. Журден все эти слова старается запомнить.

Гость говорит, что сын турецкого султана пришёл просить руки Люсиль и хочет посвятить Журдена в мамамуши (слово Ковьель придумал сам, объяснив, что это значит стать почтенным вельможей). Журден на всё согласен.

Явление шестое

Появляется Клеонт, одетый турком, вместе с пажами. Клеонт произносит ничего не значащие слова, а Ковьель переводит их якобы с турецкого языка. Журден всему верит и соглашается приготовиться к церемонии посвящения в мамамуши.

Явление седьмое

Ковьель смеётся над глупостью Журдена.

Явление восьмое

Ковьель приглашает пришедшего графа Доранта принять участие в комедии, которую он затеял с господином Журденом, чтобы женить Клеонта на Люсиль. Дорант соглашается.

Явление девятое

Начинается турецкая церемония с музыкой и танцами.

Явление десятое

Господин Журден появляется с бритой головой, одетый турком. Муфтий, ведущий церемонию на ломаном языке с ошибками, которые делает специально, начинает посвящение.

Явление одиннадцатое

Церемония продолжается. На странном языке переодетые актёры разыгрывают посвящение в мамамуши. Журден всему верит.

Явление двенадцатое

Турки поют и танцуют.

Явление тринадцатое

Господина Журдена во время церемонии ставят на колени так, что руки его касаются земли, на спину ему кладут Коран. Муфтий, паясничая и издеваясь, якобы проводит церемонию. В конце концов Журдена объявляют дворянином и вручают ему саблю. Потом танцующие турки, якобы продолжая церемонию посвящения, бьют Журдена саблями плашмя, потом они бьют его палками. В конце концов все уходят.

Действие пятое

Явление первое

Появляется госпожа Журден и кричит на мужа, что он ни с того ни с сего вырядился шутом гороховым. Журден отвечает, что он теперь мамамуши, поэтому все должны быть с ним почтительны. Журден повторяет все нелепые слова, которые слышал на церемонии. Жена решает, что он сошёл с ума.

Явление второе

Дорант просит маркизу поддержать идею Ковьеля, чтобы женить Клеонта на Люсиль. Доримена на всё соглашается и говорит, что она решила немедленно выйти замуж за Доранта, чтобы он больше на неё не тратился. Появляется господин Журден.

Явление третье

Дорант поздравляет Журдена с посвящением в мамамуши и предстоящим бракосочетанием Люсиль с сыном турецкого султана. Доримена присоединяется к поздравлениям. Появляется переодетый турком Клеонт.

Явление четвёртое

Дорант поздравляет Клеонта с предстоящим браком и, обращаясь к нему как к сыну турецкого султана, выражает своё почтение.

Явление пятое

Журден просит Ковьеля перевести Клеонту, что перед ним граф и маркиза, люди из высшего света.

Явление шестое

Появляется Люсиль. Она спрашивает отца, отчего он выглядит так странно и что тут за комедия. Люсиль вначале отказывается выходить замуж, но потом узнаёт переодетого Клеонта и тут же соглашается.

Явление седьмое

Госпожа Журден возмущена тем, что её муж собрался выдать дочь за шута. Журден объясняет, что Люсиль станет женой турецкого султана. Госпожа Журден против. Дорант и Доримена пытаются уговорить госпожу Журден согласиться на этот брак и сообщают, что сама Люсиль согласилась. Госпожа Журден говорит, что если её дочь так поступила, то она её задушит собственными руками.

Появляется Люсиль, но мать не хочет с ней разговаривать.

Переодетый Ковьель просит госпожу Журден выслушать его и, отведя её в сторону, объясняет, что весь маскарад придуман для того, чтобы выдать Люсиль за Клеонта. Госпожа Журден тут же объявляет мужу, что она даёт своё согласие на брак. Собираются послать за нотариусом.

Граф Дорант объявляет, что он женится на маркизе Доримене, поэтому лучше отпраздновать две свадьбы сразу. Журден думает, что Дорант говорит это всё для отвода глаз. Журдену и в голову не приходит, что граф действительно женится.

В ожидании нотариуса Дорант предлагает посмотреть балет. Журден заявляет, что служанку Николь он выдаёт замуж за переводчика (переодетого Ковьеля). Довольный Ковьель благодарит Журдена.