Джек лондон - на берегах сакраменто. Сочинение на тему: как вы оцениваете поступок малыша джерри? (дж. лондон. “на берегах сакраменто”) Тезисный план урока

Джек Лондон

На берегах Сакраменто

Ветер мчится-хо-хо-хью!

Прямо в Калифорнию.

Сакраменто - край богатый:

Золото гребут лопатой!

Худенький мальчик тонким пронзительным голосом распевал эту морскую песню, которую во всех частях света горланят матросы, выбирая якорь, чтобы двинуться в порт Фриско. Это был обыкновенный мальчуган, он никогда и моря-то в глаза не видел, но всего в двухстах футах от него - только спуститься с утеса - бурлила река Сакраменто. Малыш Джерри - так звали его потому, что был еще старый Джерри, его отец; от него-то и слышал Малыш эту песню и от него же унаследовал ярко-рыжие вихры, задорные голубые глаза и очень белую, усыпанную веснушками кожу.

Старый «Джерри был моряк, он добрую половину своей жизни плавал по морям, а песня матросу сама просится на язык. Но однажды в каком-то азиатском порту, когда он вместе с двадцатью другими матросами пел, выбиваясь из сил над проклятым якорем, слова этой песни впервые заставили его призадуматься всерьез. Очутившись в Сан-Франциско, он распрощался со своим судном и с морем и отправился поглядеть собственными глазами яа берега Сакраменто.

Тут-то он и увидел золото. Он нанялся работать на рудник «Золотая Греза» и оказался в высшей степени полезным человеком при устройстве подвесной дороги на высоте двухсот футов над рекой.

Затем эта дорога осталась под его надзором. Он следил за тросами, держал их в исправности, любил их и вскоре стал незаменимым работником на руднике «Золотая Греза». А потом он полюбил хорошенькую Маргарет Келли, но она очень скоро покинула его и малютку Джерри, который только-только начинал ходить, и уснула непробудным сном на маленьком кладбище среди больших, суровых сосен.

Старый Джерри так и не вернулся на морскую службу. Он жил возле своей подвесной дороги и всю любовь, на какую способна была его душа, отдал толстым стальным тросам и малышу Джерри. Для рудника «Золотая Греза» наступили черные дни, но и тогда старик остался на службе у Компании сторожить заброшенное предприятие.

Однако сегодня утром его что-то не было видно. Один только малыш Джерри сидел на крылечке и распевал старую матросскую песню. Он сам приготовил себе завтрак и уже успел управиться с ним, а теперь вышел поглядеть на белый свет. Неподалеку, шагах в двадцати от него, (возвышался громадный стальной барабан, на который наматывался бесконечный металлический трос. Рядом с барабаном стояла тщательно закрепленная вагонетка для руды. Проследив взглядом головокружительный полет стальных тросов, перекинутых высоко над рекой, малыш Джерри различил далеко на том берегу другой барабан и другую вагонетку.

Сооружение это приводилось в действие просто силой тяжести: вагонетка двигалась, увлекаемая собственным весом, а в это время с противоположного берега двигалась пустая вагонетка. Когда нагруженную вагонетку опорожняли, а пустую нагружали рудой, все повторялось снова, повторялось много-много сотен и тысяч раз, с тех пор как старый Джерри стал смотрителем подвесной дороги.

Малыш Джерри перестал петь, услышав приближающиеся шаги. Высокий человек в синей рубахе, с винтовкой на плече вышел из соснового леса. Это был Холл, сторож на руднике «Желтый Дракон», расположенном примерно в миле отсюда вверх по течению Сакраменто, где тоже была перекинута дорога на тот берег.

Здорово, Малыш!-крикнул он.-Что ты тут делаешь один-одинешенек?

А я здесь теперь за хозяина,-ответил Малыш Джерри как нельзя более небрежным тоном, словно ему не впервой было оставаться одному. - Отец, знаете, уехал. - Куда уехал? - спросил Холл. - В Сан-Франциско. Он еще вчера вечером уехал. Брат у него умер, где-то в Старом Свете. Вот он и поехал с адвокатом потолковать. Завтра вечером вернется.

Все это Джерри выложил с гордым сознанием, что на него возложена большая ответственность - самолично сторожить рудник «Золотая Греза». Видно было в то же время, что он страшено рад замечательному приключению - возможности пожить совсем одному на этом утесе над рекой и самому готовить себе завтрак, обед и ужин.

Ну, смотри будь поосторожней, - посоветовал ему Холл, - не вздумай баловать с тросами. А я вот иду посмотреть, не удастся ли подстрелить оленя в каньоне «Колченогой Коровы».

Как бы дождя не было, - степенно промолвил Джерри.

А мне что! Промокнуть, что ли, страшно? - засмеялся Холл и, повернувшись, скрылся между деревьями.

Предсказание Джерри насчет дождя сбылось. Часам к десяти сосны заскрипели, закачались, застонали, стекла 1В окнах задребезжали, дождь захлестал длинными косыми струями. В половине двенадцатого Джерри развел огонь в очаге и. едва пробило двенадцать, уселся обедать.

«Сегодня уж, конечно, гулять не придется», - решил он, тщательно вымыв и убрав посуду после еды. И еще подумал: «Как, должно быть, вымок Холл! И удалось ли ему подстрелить оленя?»

Около часу дня постучали в дверь, и, когда Джерри открыл, в комнату стремительно ворвались мужчина и женщина, словно их силком выпихнул ветер. Это был мистер и миссис Спиллен, фермеры, жившие в уединен ной долине, милях в двенадцати от реки.

А где Холл? - запыхавшись, отрывисто спросы Спиллен.

Джерри заметил, что фермер чем-то взволнован и куда-то торопится, а миссис Спиллен, по-видимому, очень расстроена.

Это была худая, совсем уже поблекшая женщина, много поработавшая на своем веку; унылый, беспросветный труд наложил на ее лицо тяжелую печать. Та же тяжкая жизнь согнула спину ее мужа, искорежила его руки и покрыла волосы сухим пеплом ранней седины.

Он на охоту пошел, в каньон «Колченогой Коровы». А вам что, на ту сторону, что ли, надо?

Женщина стала тихонько всхлипывать, а у Спиллена вырвался возглас, выражавший крайнюю досаду. Он подошел к окну. Джерри стал с ним рядом и тоже поглядел в окно, в сторону подвесной дороги; тросов почти не было видно за густой пеленой дождя.

Обычно жители окрестных селений переправлялись через Сакраменто по канатной дороге «Желтого Дракона». За переправу полагалась небольшая плата, из которой Компания «Желтого Дракона» платила жалованье Холлу.

Нам надо на тот берег, Джерри, - сказал Спиллен. - Отца у нее, - он ткнул пальцем в сторону плачущей жены, - задавило на руднике, в шахте «Клеверного Листа». Там взрыв был. Говорят, не выживет. А нам только что дали знать.

Джерри почувствовал, как у него екнуло сердце. Он понял, что Спиллен хочет переправиться по тросам «Золотой Грезы», но без старого Джерри он не мог решиться на такой шаг, потому что по их дороге не возили пассажиров, и она уже давно находилась в бездействии.

Может быть. Холл скоро придет, - промолвил мальчик. Спиллен покачал головой. - А отец где? - спросил он.

В Сан-Франциско,-коротко ответил Джерри. С хриплым стоном Спиллен яростно хлопнул кулаком по ладони. Жена его всхлипывала все громче, и Джерри слышал, как она причитала: «Ах, не поспеем, не поспеем, умрет…»

Мальчик чувствовал, что и сам вот-вот заплачет; он стоял в нерешительности, не зная, что предпринять. Но Спиллен решил за него.

Послушай, Малыш, - сказал он тоном, не допускающим возражений, - нам с женой надо переправиться во что бы то ни стало по твоей дороге. Можешь ты нам помочь в этом деле - запустить эту штуку?

Джерри невольно попятился, точно ему предложили коснуться чего-то недозволенного.

Я лучше пойду посмотрю, не вернулся ли Холл, - робко сказал он. - А если нет? Джерри снова замялся.

Если случится что, я за все отвечаю. Видишь ли, Малыш, нам до зарезу надо на ту сторону.-Джерри нерешительно кивнул. - А дожидаться Холла нет никакого смысла,-продолжал Спиллен,-ты сам понимаешь, что из каньона «Колченогой Коровы» он не скоро вернется. Так что идем-ка, запусти барабан.

«Не удивительно, что у миссис Спиллен был такой испуганный вид, когда мы помогали ей забираться в вагонетку», - невольно подумал Джерри, глянув вниз, в пропасть, которая сейчас казалась совсем бездонной. Дальнего берега, находившегося на расстоянии семисот футов, вовсе не было видно сквозь ливень, клубящиеся в вихре клочья облаков, яростную пену и брызги. А утес, на котором они стояли, уходил отвесной стеной прямо в бурлящую мглу, и казалось, что от стальных тросов туда, вниз, не двести футов, а по крайней мере миля. ..

На берегах Сакраменто

Джек Лондон. На берегах Сакраменто

—————————————————————

Ветер мчится—хо-хо-хью!—

Прямо в Калифорнию.

Сакраменто — край богатый:

Золото гребут лопатой!

Худенький мальчик тонким пронзительным голосом распевал эту морскую песню, которую во всех частях света горланят матросы, выбирая якорь, чтобы двинуться в порт Фриско. Это был обыкновенный мальчуган, он никогда и моря-то в глаза не видел, но всего в двухстах футах от него — только спуститься с утеса — бурлила река Сакраменто. Малыш Джерри — так звали его потому, что был еще старый Джерри, его отец; от него-то и слышал Малыш эту песню и от него же унаследовал ярко-рыжие вихры, задорные голубые глаза и очень белую, усыпанную веснушками кожу.

Старый «Джерри был моряк, он добрую половину своей жизни плавал по морям, а песня матросу сама просится на язык. Но однажды в каком-то азиатском порту, когда он вместе с двадцатью другими матросами пел, выбиваясь из сил над проклятым якорем, слова этой песни впервые заставили его призадуматься всерьез. Очутившись в Сан-Франциско, он распрощался со своим судном и с морем и отправился поглядеть собственными глазами яа берега Сакраменто.

Тут-то он и увидел золото. Он нанялся работать на рудник «Золотая Греза» и оказался в высшей степени полезным человеком при устройстве подвесной дороги на высоте двухсот футов над рекой.

Затем эта дорога осталась под его надзором. Он следил за тросами, держал их в исправности, любил их и вскоре стал незаменимым работником на руднике «Золотая Греза». А потом он полюбил хорошенькую Маргарет Келли, но она очень скоро покинула его и малютку Джерри, который только-только начинал ходить, и уснула непробудным сном на маленьком кладбище среди больших, суровых сосен.

Старый Джерри так и не вернулся на морскую службу. Он жил возле своей подвесной дороги и всю любовь, на какую способна была его душа, отдал толстым стальным тросам и малышу Джерри. Для рудника «Золотая Греза» наступили черные дни, но и тогда старик остался на службе у Компании сторожить заброшенное предприятие.

Однако сегодня утром его что-то не было видно. Один только малыш Джерри сидел на крылечке и распевал старую матросскую песню. Он сам приготовил себе завтрак и уже успел управиться с ним, а теперь вышел поглядеть на белый свет. Неподалеку, шагах в двадцати от него, (возвышался громадный стальной барабан, на который наматывался бесконечный металлический трос. Рядом с барабаном стояла тщательно закрепленная вагонетка для руды. Проследив взглядом головокружительный полет стальных тросов, перекинутых высоко над рекой, малыш Джерри различил далеко на том берегу другой барабан и другую вагонетку.

Сооружение это приводилось в действие просто силой тяжести: вагонетка двигалась, увлекаемая собственным весом, а в это время с противоположного берега двигалась пустая вагонетка. Когда нагруженную вагонетку опорожняли, а пустую нагружали рудой, все повторялось снова, повторялось много-много сотен и тысяч раз, с тех пор как старый Джерри стал смотрителем подвесной дороги.

Малыш Джерри перестал петь, услышав приближающиеся шаги. Высокий человек в синей рубахе, с винтовкой на плече вышел из соснового леса. Это был Холл, сторож на руднике «Желтый Дракон», расположенном примерно в миле отсюда вверх по течению Сакраменто, где тоже была перекинута дорога на тот берег.

— Здорово, Малыш!—крикнул он.—Что ты тут делаешь один-одинешенек?

— А я здесь теперь за хозяина,—ответил Малыш Джерри как нельзя более небрежным тоном, словно ему не впервой было оставаться одному.- Отец, знаете, уехал. — Куда уехал? — спросил Холл. — В Сан-Франциско. Он еще вчера вечером уехал. Брат у него умер, где-то в Старом Свете. Вот он и поехал с адвокатом потолковать. Завтра вечером вернется.

Все это Джерри выложил с гордым сознанием, что на него возложена большая ответственность — самолично сторожить рудник «Золотая Греза». Видно было в то же время, что он страшено рад замечательному приключению — возможности пожить совсем одному на этом утесе над рекой и самому готовить себе завтрак, обед и ужин.

— Ну, смотри будь поосторожней,- посоветовал ему Холл,- не вздумай баловать с тросами. А я вот иду посмотреть, не удастся ли подстрелить оленя в каньоне «Колченогой Коровы».

— Как бы дождя не было,- степенно промолвил Джерри.

— А мне что! Промокнуть, что ли, страшно? — засмеялся Холл и, повернувшись, скрылся между деревьями.

Предсказание Джерри насчет дождя сбылось. Часам к десяти сосны заскрипели, закачались, застонали, стекла 1В окнах задребезжали, дождь захлестал длинными косыми струями. В половине двенадцатого Джерри развел огонь в очаге и. едва пробило двенадцать, уселся обедать.

«Сегодня уж, конечно, гулять не придется»,- решил он, тщательно вымыв и убрав посуду после еды. И еще подумал: «Как, должно быть, вымок Холл! И удалось ли ему подстрелить оленя?»

Около часу дня постучали в дверь, и, когда Джерри открыл, в комнату стремительно ворвались мужчина и женщина, словно их силком выпихнул ветер. Это был мистер и миссис Спиллен, фермеры, жившие в уединен ной долине, милях в двенадцати от реки.

— А где Холл? — запыхавшись, отрывисто спросы Спиллен.

Джерри заметил, что фермер чем-то взволнован и куда-то торопится, а миссис Спиллен, по-видимому, очень расстроена.

Это была худая, совсем уже поблекшая женщина, много поработавшая на своем веку; унылый, беспросветный труд наложил на ее лицо тяжелую печать. Та же тяжкая жизнь согнула спину ее мужа, искорежила его руки и покрыла волосы сухим пеплом ранней седины.

— Он на охоту пошел, в каньон «Колченогой Коровы». А вам что, на ту сторону, что ли, надо?

Женщина стала тихонько всхлипывать, а у Спиллена вырвался возглас, выражавший крайнюю досаду. Он подошел к окну. Джерри стал с ним рядом и тоже поглядел в окно, в сторону подвесной дороги; тросов почти не было видно за густой пеленой дождя.

Обычно жители окрестных селений переправлялись через Сакраменто по канатной дороге «Желтого Дракона». За переправу полагалась небольшая плата, из которой Компания «Желтого Дракона» платила жалованье Холлу.

— Нам надо на тот берег, Джерри,- сказал Спиллен.- Отца у нее,- он ткнул пальцем в сторону плачущей жены,- задавило на руднике, в шахте «Клеверного Листа». Там взрыв был. Говорят, не выживет. А нам только что дали знать.

Джерри почувствовал, как у него екнуло сердце. Он понял, что Спиллен хочет переправиться по тросам «Золотой Грезы», но без старого Джерри он не мог решиться на такой шаг, потому что по их дороге не возили пассажиров, и она уже давно находилась в бездействии.

— Может быть. Холл скоро придет,- промолвил мальчик. Спиллен покачал головой. — А отец где? — спросил он.

— В Сан-Франциско,—коротко ответил Джерри. С хриплым стоном Спиллен яростно хлопнул кулаком по ладони. Жена его всхлипывала все громче, и Джерри слышал, как она причитала: «Ах, не поспеем, не поспеем, умрет…»

Мальчик чувствовал, что и сам вот-вот заплачет; он стоял в нерешительности, не зная, что предпринять. Но Спиллен решил за него.

— Послушай, Малыш,- сказал он тоном, не допускающим возражений,- нам с женой надо переправиться

во что бы то ни стало по твоей дороге. Можешь ты нам помочь в этом деле — запустить эту штуку?

Джерри невольно попятился, точно ему предложили коснуться чего-то недозволенного.

— Я лучше пойду посмотрю, не вернулся ли Холл,- робко сказал он. — А если нет? Джерри снова замялся.

— Если случится что, я за все отвечаю. Видишь ли, Малыш, нам до зарезу надо на ту сторону.—Джерри нерешительно кивнул.- А дожидаться Холла нет никакого смысла,—продолжал Спиллен,—ты сам понимаешь, что из каньона «Колченогой Коровы» он не скоро вернется. Так что идем-ка, запусти барабан.

«Не удивительно, что у миссис Спиллен был такой испуганный вид, когда мы помогали ей забираться в вагонетку»,- невольно подумал Джерри, глянув вниз, в пропасть, которая сейчас казалась совсем бездонной. Дальнего берега, находившегося на расстоянии семисот футов, вовсе не было видно сквозь ливень, клубящиеся в вихре клочья облаков, яростную пену и брызги. А утес, на котором они стояли, уходил отвесной стеной прямо в бурлящую мглу, и казалось, что от стальных тросов туда, вниз, не двести футов, а по крайней мере миля. ..

— Ну, готово?—спросил Джерри. — Давай!—вовсю глотку заорал Спиллен, чтобы перекричать вой ветра. Он уселся в вагонетку рядом с женой и взял ее за руку.

Джерри это не понравилось.

— Вам придется держаться обеими руками: ветер сильно швыряет! —крикнул он.

Муж с женой тотчас же разняли руки и крепко ухватились за края вагонетки, а Джерри осторожно отпустил тормозной рычаг. «Барабан не спеша завертелся, бесконечный трос стал разматываться, и вагонетка медленно двинулась в воздушную пропасть, цепляясь ходовыми колесиками за неподвижный рельсовый трое, протянутый вверху.

Джерри уже не в первый раз пускал в ход вагонетку. Но до сих пор ему приходилось это -делать только под наблюдением отца. Он осторожно регулировал скорость движения при помощи тормозного рычага. Тормозить было необходимо, потому что от бешеных порывов ветра вагонетка сильно раскачивалась, а перед тем, как совсем скрыться за стеной дождя, она так накренилась, что чуть не вывернула в пропасть свой живой груз.

После этого Джерри мог судить о движении вагонетки только по движению троса. Он очень внимательно следил, как трос разматывается с барабана.

— Триста футов…- шептал он, по мере того как проходили отметки на кабеле,- триста пятьдесят… четыреста… четыреста…

Трос остановился. Джерри дернул рычаг тормоза, но трос не двигался. Мальчик обеими руками схватился за трос и потянул его на себя, стараясь сдвинуть его с места. Нет! Где-то явно застопорило. Но где именно, он не мог догадаться, и вагонетки не было видно. Он поднял глаза вверх и с трудом различил в воздухе пустую вагонетку, которая должна была двигаться к нему с такой же скоростью, с какой вагонетка с грузом удалялась. Она была от него примерно в двухстах пятидесяти футах. Это означало, что где-то в серой мгле на высоте двухсот футов над кипящей рекой и на расстоянии двухсот пятидесяти футов от другого берега висят в воздухе застрявшие в пути Спиллен с женой.

Три раза Джерри окликал их во всю силу своих легких, но голос его тонул в неистовом реве непогоды. В то время как он лихорадочно перебирал в уме, что бы такое сделать, быстро бегущие облака над рекой вдруг поредели и разорвались, и он на мгновение увидел вздувшуюся Сакраменто внизу и висящую в воздухе вагонетку с людьми. Затем облака снова сошлись, и над рекой стало еще темнее, чем раньше.

Мальчик тщательно осмотрел барабан, но не обнаружил в нем никаких неполадок. По-видимому, что-то неисправно в барабане на том берегу. Страшно было представить себе, как эти двое висят над пропастью среди ревущей бури, раскачиваясь в утлой вагонетке, и не знают, почему она вдруг остановилась. И подумать только, что им придется так и висеть до тех пор, пока он не переправится на тот берег по тросам «Желтого Дракона» и не доберется до злополучного барабана, из-за которого все это стряслось!

Но тут Джерри вспомнил, что в чулане, где хранятся инструменты, есть блок и веревки, и со всех ног бросился за ними. Он быстро прикрепил блок к тросу и стал тянуть — тянул изо всех сил, так что руки прямо отрывались от плеч, а мускулы, казалось, вот-вот лопнут. Однако трос.не сдвинулся с места. Теперь уж ничего другого не оставалось, как перебраться на тот берег.

Джерри уже успел промокнуть до костей, так что теперь сломя голову бежал к «Желтому Дракону», даже не замечая дождя. Ветер подгонял его, и бежать было легко, хоть и беспокоила мысль, что придется обойтись без помощи Холла и некому будет тормозить вагонетку. Он сам соорудил себе тормоз из крепкой веревки, которую накинул петлей на неподвижный трос.

Ветер с бешеной силой налетел на него, засвистел, заревел ему в уши, раскачивая и подбрасывая вагонетку, и малыш Джерри еще яснее представил себе, каково сейчас тем двоим — Спиллену и его жене. Это придало ему мужества. Благополучно переправившись, он вскарабкался по откосу и, с трудом удерживаясь на ногах от порывов ветра, но все же пытаясь бежать, направился к барабану «Золотой Грезы».

Осмотрев его, Малыш с ужасом обнаружил, что барабан в полном порядке. И на этом и на другом конце все в исправности. Где же в таком случае застопорило? Не иначе как посредине!

Вагонетка с четой Спилленов находилась от него всего на расстоянии двухсот пятидесяти футов. Сквозь движущуюся дождевую завесу Джерри мог различить мужчину и женщину, скорчившихся на дне вагонетки и словно отданных на растерзание разъяренным стихиям. В промежутке между двумя шквалами он крикнул Спиллену, чтобы тот проверил, в порядке ли ходовые колесики.

Спиллен, «по-видимому, услыхал его, потому что Джерри видел, как он, осторожно приподнявшись на колени, ощупал оба колесика вагонетки, затем повернулся лицом к берегу. — Здесь все в порядке, Малыш!

Джерри едва расслышал эти слова, но смысл их дошел до него. Так что же все-таки случилось? Теперь уже можно было не сомневаться, что все дело в пустой вагонетке; ее не было видно отсюда, но он знал, что она висит там, в этой ужасной бездне, за двести футов от вагонетки Спиллена.

Он, не задумываясь, решил, что надо делать. Ему было всего четырнадцать лет, этому худощавому, подвижному мальчугану, но он вырос в горах, отец посвятил его в разные тайны матросского искусства, и он совсем не боялся высоты.

В ящике с инструментами около барабана он разыскал старый гаечный ключ, небольшой железный прут и целую связку почти нового манильского троса. Он безуспешно пытался найти какую-нибудь дощечку, чтобы смастерить себе некое подобие матросской люльки, но под рукой не оказалось ничего, кроме громадных тесин; распилить их было нечем, и он вынужден был обойтись без удобного седла.

Седло, которое Джерри себе устроил, было проще простого: он перекинул канат через неподвижный трос, на котором висела пустая вагонетка, и, затянув его узлом, сделал большую петлю; сидя в этой петле, он без труда мог достать руками до троса и держаться за него. А вверху, где петля должна была тереться о металлический трос, он подложил свою куртку, потому что как ни искал, нигде не мог найти тряпки или старого мешка.

Наскоро закончив все эти приготовления, Джерри повис в своей петле и двинулся прямо в бездну, перебирая руками трос. Он взял с собой гаечный ключ, небольшой железный прут и несколько футов веревки. Путь его лежал не горизонтально, а несколько вверх, но не подъем затруднял его, а страшный ветер. Когда бешеные порывы ветра швыряли Джерри то туда, то сюда и чуть не переворачивали кругом, он чувствовал, что сердце у него замирает от страха. Ведь трос совсем старый… а вдруг он не выдержит его тяжести и этих бешеных натисков ветра- не выдержит и оборвется?

Это был самый откровенный страх. Джерри чувствовал, как у него сосет под ложечкой, а колени дрожат мелкой дрожью, которую он не в силах был сдержать.

Но Малыш мужественно продолжал свой путь. Трос был ветхий, раздерганный, острые концы оборванных проволок, торчавшие во все стороны, в кровь раздирали руки. Джерри заметил это, только когда решил сделать первую остановку и попытался докричаться до Спилленов. Их вагонетка висела теперь прямо под ним, на расстоянии всего нескольких футов, так что он уже мог объяснить им, что случилось и зачем он пустился в это путешествие.

— Рад бы помочь тебе,- крикнул Спиллен,- да жена у меня совсем не в себе! Смотри, Малыш, будь осторожнее! Сам я напросился на это, но теперь, кроме тебя, нас некому вызволить.

— Да уж так я вас не оставлю! — крикнул ему в ответ Джерри.- Скажите миссис Спиллен, что не пройдет и минуты, как она будет на той стороне.

Под слепящим проливным дождем, болтаясь из стороны в сторону, как соскочивший маятник, чувствуя нестерпимую боль в изодранных ладонях, задыхаясь от усилий и от врывавшейся в легкие стремительной массы воздуха, Джерри наконец добрался до пустой вагонетки.

С первого же взгляда мальчик убедился, что не напрасно совершил это страшное путешествие. Вагонетка висела на двух колесиках; одно из них сильно поистерлось за время долгой службы и соскочило с троса, который был теперь намертво зажат между самим колесиком и его обоймой.

Ясно было, что прежде всего надо освободить колесико из обоймы, а на время этой работы вагонетку необходимо крепко привязать веревкой к неподвижному тросу.

Через четверть часа Джерри наконец удалось привязать вагонетку,- это было все, чего он добился. Чека, державшая колесико на оси, совсем заржавела и стала намертво. Джерри изо всей силы колотил по ней одной рукой, а другой держался, как мог, но ветер непрерывно налетал и раскачивал его, и он очень часто промахивался и не попадал по чеке. Девять десятых всех его усилий уходило на то, чтобы удержаться на месте; опасаясь уронить ключ, он привязал его к руке носовым платком.

Прошло уже полчаса. Джерри сдвинул чеку с места, но вытащить ее ему не удалось. Десятки раз он готов был отчаяться, все казалось напрасным — и опасность, которой он себя подвергал, и все его старания. Но внезапно его словно осенило. С лихорадочной поспешностью он стал рыться в карманах. И нашел то, что ему было нужно,- длинный толстый гвоздь.

Если бы не этот гвоздь, который неведомо когда и как попал к нему в карман, Джерри пришлось бы снова возвращаться на берег. Продев гвоздь в отверстие чеки, он наконец ухватил ее, и через минуту чека выскочила из оси.

Затем началась возня с железным прутом, которым он старался освободить колесико, застрявшее между тросом и обоймой. Когда это было сделано, Джерри поставил колесико на старое место и, с помощью веревки подтянув вагонетку, посадил наконец колесико на металлический трос.

Однако на все это потребовалось немало времени. Часа полтора прошло с тех пор, как Джерри сюда добрался. И вот теперь он наконец решился вылезти из своего «седла» и прыгнуть в вагонетку. Он отвязал веревку, которая ее держала, и колесики медленно заскользили по тросу. Вагонетка двинулась. И мальчик знал, что где-то там, внизу — хотя ему это и не было видно—вагонетка со Спилленами тоже двинулась, только в обратном направлении.

Теперь ему уже не нужен был тормоз, потому что вес его тела достаточно уравновешивал тяжесть другой вагонетки. И скоро из мглы облаков показался высокий утес и старый, знакомый, уверенно вращавшийся барабан.

Джерри соскочил на землю и закрепил свою вагонетку. Он проделал это спокойно и тщательно. А потом вдруг —совсем уже не по-геройски—бросился на землю у самого барабана, невзирая на бурю и ливень, и громко зарыдал.

Причин для этого было немало: нестерпимая боль в изодранных руках, страшная усталость и сознание, что он наконец освободился от ужасного нервного напряжения, не отпускавшего его несколько часов, и еще — горячее, захватывающее чувство радости оттого, что Спиллен с женой теперь в безопасности.

Они были далеко и, понятно, не могли его поблагодарить, но он знал, что где-то там, за разъяренной, беснующейся рекой, они сейчас спешат по тропинке к шахте «Клеверного Листа».

Джерри, пошатываясь, побрел к дому. Белая ручка двери окрасилась кровью, когда он взялся за нее, но он даже не заметил этого.

Мальчик был горд и доволен собой, потому что он твердо знал, что поступил правильно; а так как он еще не умел хитрить, то не боялся признаться самому себе, что сделал хорошее дело. Одно только маленькое сожаление копошилось у него в сердце: ах, если бы отец был здесь и видел его!

Четырнадцатилетний Малыш Джерри, сын моряка, старого Джерри, распевает моряцкую песню и выбирает якорь, чтобы отправиться в порт Фриско. Он никогда не видел моря и не знает, как оно выглядит, зато в двухстах футах от него бурлит река Сакраменто.

Отец мальчика зарабатывает тем, что перевозит людей через пропасть над рекой в вагонетках. У старого Джерри умирает брат, и отец уезжает в Сан-Франциско говорить с адвокатом, оставив за старшего своего сына. В отсутствие отца налетает непогода — ветер и сильный ливень. В это время приходят фермеры мистер и миссис Спиллен, им срочно нужно перебраться на другую сторону — отца миссис Спиллен придавило в шахте. Супруги боятся не успеть к умирающему, они уговаривают Джерри-младшего перевезти их на другую сторону.

Малыш запускает механизм, муж с женой начинают переправу. Внезапно вагонетка останавливается посередине пути и зависает над пропастью. Мальчик ищет неисправность в барабане с одной стороны, бежит на другую сторону и проверяет барабан механизма там, но ничего не находит. Спиллен тем временем проверяет механизм вагонетки, в которой находится с женой. Это может означать только одно: причина поломки в другой, пустой вагонетке.

Мальчик берет с собой веревку, гаечный ключ и небольшой железный прут. Кое-как добравшись до висящей над бездной вагонетки, он находит неполадку — одно колесико вагонетка соскочило с троса — и устраняет ее при помощи гвоздя, случайно оказавшегося в кармане. Мальчик совершает подвиг — спасает людей, и сам остается жив.

Краткое содержание рассказа Лондона «На берегах Сакраменто»

Другие сочинения по теме:

  1. У Полярного моря живет тринадцатилетний мальчик Киш, вместе с матерью Айкигой. Братьев и сестер у Киша нет, а его отец...
  2. В штаб-квартире Хунты парень появился недавно. Это был щуплый молодой человек лет восемнадцати. Членам Хунты он заявил, что имя его...
  3. Медовый месяц в разгаре. Малыш Мак-Гарри, боксер полусреднего веса, не знающий на ринге себе равных, блаженствует. Он готов исполнить любое...
  4. По Крыму путешествует маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадцатилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто. В...
  5. Три человека едут по железной дороге на дрезине, мужчина, женщина и мальчик — семья. Кончается бензин, дорогу надо починить, и...
  6. К Шерлоку Холмсу обращается миссис Уоррен, сдающая небольшую квартиру в своем доме. Десять дней назад к ней явился человек, который...
  7. Двое усталых людей спустились по каменной россыпи к небольшой речке. «Их лица выражали терпеливую покорность — след долгих лишений», а...
  8. Ы Во время половодья мальчик Витя, от лица которого написан рассказ, заболевает малярией. Бабушка пытается его лечить: шепчет молитву от...
  9. Френсис Морган, богатый наследник владельца крупных предприятий Ричарда Генри Моргана, в ленивой праздности размышляет, чем бы заняться. В это время...
  10. Рассказ ведется от лица мальчика Сережи. Действие происходит в местности под названием Синегория. Мальчик Сережа собирает камни на берегу моря....
  11. Машинистка мисс Лисон — крошечная девушка с длинными волосами и огромными глазами — снимает комнату на чердаке за два доллара...
  12. I. К первобытной жизни Пес Бэк, родившийся от сенбернара и шотландской овчарки, не читал газет и не знал, что тысячи...
  13. Миссис Кремона — немолодая женщина с ласковой улыбкой и ясным кротким взглядом, пришла в огромное правительственное здание к сыну Джеральду,...
  14. К Шерлоку Холмсу обращается за помощью мистер Грант Монро. Три года назад он женился на женщине, которую искренне полюбил. Эффи,...
  15. К Шерлоку Холмсу обращается за помощью лорд Сент-Саймон. Год назад, путешествуя по США, лорд познакомился с очаровательной девушкой, мисс Хетти...

В моих глазах Малыш Джерри – просто герой. И причина здесь не в том, трус ты или нет. Пробирать­ся по воздушной дороге, да еще не в вагонетке, а про­сто привязавшись веревкой, да еще в такую погоду, когда ветер швыряет тебя из стороны в сторону, а под тобой, далеко внизу, клокочет бурная река, – на это способен далеко не каждый взрослый, не говоря уже о мальчике. Нет, это определенно геройство!

Но все-таки меня больше впечатлил не сам посту­пок мальчика, не его ловкость и сообразительность (хоть

и это, конечно, тоже), а то, во имя чего он старал­ся. Малыш Джерри почти не думал о себе, хотя ему и было страшно. Зато он все время думал о мужчине и женщине, о том, каково им там, застрявшим между небом и бушующей рекой.

Добравшись до берега, Малыш Джерри падает на землю и плачет. Но не от страха и не от своей слабос­ти. Мы уже убедились – он сильный. И своим поступ­ком он доказал это в первую очередь себе. Он плачет от того, что могло бы быть…

На вид Малыш Джерри – обыкновенный маль­чик, ничем не выдающийся. У него огненно-рыжие волосы и бледное веснушчатое лицо, но мне он ка­жется красавцем. И мне бы хотелось

дружить с этим мальчиком – веселым, добрым, умеющим сочувство­вать чужой беде, и, кроме этого, отважным, сообрази­тельным, ловким. Мне кажется, с ним было бы спо­койно и не страшно даже на необитаемом острове. Он обязательно смог бы защитить от любой опасности и нашел бы выход из любой трудной ситуации. Он надежный.

Глоссарий:

– сочинение на тему я сижу на берегу

– сочинение я сижу на берегу моря

– на берегах сакраменто сочинение

– сочинение на тему я сижу на берегу реки

– я сижу на берегу сочинение


Другие работы по этой теме:

  1. САМООТВЕРЖЕННЫЙ ПОСТУПОК В деревне, в летний день, очень маленькая девочка, которую родители привезли из города, заглянула в колодец. Перегнувшись, маленькая девочка глядела вниз, точно за­вороженная....
  2. Одним из главных конфликтов пьесы Островского “Гроза” является характер главной героини – Катерины. Огромное количество критиков имеют на это счет свое мнение, но более яркими...
  3. Каждый человек растет и воспитывается с ясным осознанием понятий “хорошо” и “плохо”. Эта тема поднимается и в детских сказках, и в кино, и в любых...
  4. Горжуся я одним делом, но мне не разрешают им гордиться! Мы переехали в новый дом. Строители, конечно, убрали за собой, но эта строительная пыль… противная,...
  5. Джек Лондон прожил недолгую, но яркую жизнь: она была полна романтики и трудных испытаний, изнурительной борьбы за право на признание и напряженной творческой работы, увенчанной...
  6. Сочинение “Хорошее дело” или “Хороший поступок” С детства Мама и папа учат меня делать хорошие, добрые дела. Эти поступки должны приносить пользу не только мне,...
  7. Бесценная фотография Я раскрыл фотоальбом. Вот моя любимая бабушка. Какими же словами описать обаяние и лёгкость её характера, неповторимость ми­лых черт лица, чтобы передать непокидающее...


Урок внеклассного чтения в 11 классе по рассказу А.В. Костюнина «Совёнок» по технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»
Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок. Бомарше
В чём заключается критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни? Это есть мышление самостоятельное, начинающееся с постановки вопросов, которые нужно решить. Одним из важных моментов на уроке считается побуждение к деятельности. Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы, во-первых, заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, во-вторых, представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология дает возможность личного роста ребенка, приобщает его к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Дети постепенно погружаются в творческий мир писателя, осознают его богатство и многообразие. На уроке никогда не даётся готового ответа, не навязывается точка зрения учителя на замысел автора, просто организуется процесс поиска ответа. Ученики идут к своему выстраданному (поэтому ценному) знанию. «Художественный текст обладает свойством выдавать различным читателям различную информацию – каждому в меру его понимания, именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен». (Лотман Ю.М. «Анализ художественного текста»). Поэтому важно включение личного, пусть небольшого, жизненного опыта в систему работы на уроке. Важна не только событийная сторона, а глубокий жизненный смысл, заложенный автором. Не секрет, что поколение 21 века трудно ориентировать на чтение художественной литературы, но произведения А.Костюнина заставляют детей думать, отстаивать свою точку зрения. В 9 классе мы познакомились с рассказом «Рукавичка». Сегодня мы читаем «Совёнок».
Урок внеклассного чтения разработан в соответствии с данной технологией.
Эпиграф
Жизнь коротка, но мы
вправе выбирать,
на что потратить данное время,
на что обменять каждый час,
каждый подаренный день.
А.Костюнин

Цель:
научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа А.Костюнина «Совёнок» и связывать данные проблемы с жизнью.
Задачи:
пробудить познавательный интерес у учащихся; способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста; создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Слово учителя
Каждый человек на своем жизненном пути хоть раз встречается с предательством, жестокостью, подлостью. Что может помочь найти правильный выход из ситуации, когда кажется, что спасения нет? Можно ли верить людям после того, как полностью разочаровался в них? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.
(Заранее подготовленное сообщение одного из учеников)
Родился А. Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с. Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей. Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в г. Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа «Яхонт», задача которых – обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин – председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации. Александр Викторович Костюнин – человек талантливый, и талант его разносторонний. Он увлекается живописью, фотографией и литературным творчеством. В 2007 году книга Александра Костюнина “В купели белой ночи” была признана лучшей книгой года в номинации “Повести и рассказы (малая проза)” на Ежегодной Международной Литературной премии “Облака”.
1 этап урока
Фаза вызова

Задачи: актуализировать имеющиеся знания; пробудить познавательный интерес; мотивировать для дальнейшей работы.
Можете ли вы предположить, о чём пойдёт в рассказе речь?
Итак, совёнок. Какие ассоциации у вас вызывает это слово. Давайте составим синквейн (средство творческого самовыражения во время эмоциональной паузы на уроке).
(Варианты ответов одиннадцатиклассников)
Совёнок
Маленький, беззащитный
Пищит, скрывается, боится
Нужна помощь мамы.
Бессильный!

Совёнок
Маленький, любознательный
Глазеет, интересуется, выглядывает
Ничего ещё не умеет.
Вырастет!
Совёнок
Тёплый, жалкий
Растерялся, обороняется, смотрит
Где же родители?
Жалко!

Давайте посмотрим, как в действительности выглядит совёнок, выпавший из гнезда (просмотр видеофрагмента).
Но речь в рассказе пойдёт не о маленькой беззащитной птичке, а о маленькой беззащитной девочке.
«Он называл её Совёнок.
Похожа
Широко распахнутые выразительные глаза. Длиннющие ресницы. (Казалось, слышно было, как они хлопали.) Года три, махонькая. Серьёзная-серьёзная. Мать заплетала ей косички раз в неделю. Очень туго, чтоб не растрепались. Девчушка замрёт, а голова крутится: вправо-влево, вправо-влево. (Точно как у совы.) Косички следом туда-сюда».

II этап урока
Фаза осмысления

Задачи фазы: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом; помощь учащимся активно воспринимать материал; помощь в соотнесении старых знаний с новыми.
На экране ключевые слова из первой части этого рассказа, попробуйте спрогнозировать её (работа в тетрадях 5 минут).

дом на краю
роскошь
во дворе
выйдешь летом на улицу

снаружи домик-одуванчик

огромные серые крысы
пробовали с ними бороться

Давайте прочитаем авторский текст и сравним с тем, что вы написали.
Дом наш стоял на краю провинциального городка.Двухэтажный, кирпичный, благоустроенный роскошь по тем временам. Во дворе уголок чарующего леса-сада. В центре величавые сосны. Они поддерживали своими кронами небо. Рядами кусты чёрной смородины, сирени. По соседству, за высокой сетчатой оградой, огромный школьный приусадебный участок. Птицы перелетают с ветки на ветку, щебечут, поют заливисто на разные голоса. Выйдешь летом на улицу благодать! Гремящих трамваев да гулких троллейбусов нашему городишке не полагалось по статусу. Маленький ещё. Идёшь по центральной улице, сделаешь шаг в сторону, юркнешь под широкий навес тополиных листьев, проберёшься сквозь заросли черёмухи и сразу окажешься на тихой заповедной полянке перед домом. Словно в далёком оазисе.Снаружи наш жизнерадостный жёлтый домик-одуванчик, казался сказочно-солнечным. Но ведь в жизни как: если с одной стороны светит солнце, с другой обязательно мрак. Что именно скрывалось за нарядным фасадом, хорошо знали жильцы.Уютная обитель была возведена на месте бывшей помойки. При спешном строительстве нижние кирпичи укладывались прямо на сырую землю, они же служили фундаментом. Поэтому дом на глазах врастал в землю. Стены, потолок при движении вниз запаздывали, пол опускался быстрее. Между полом и стенами появлялись щели. Сперва небольшие. Их старательно заделывали цементным раствором, но они расширялись всё больше и больше И уже никакие замазки не могли залатать непокорные бреши.Это обстоятельство устраивало большинство исконных обитателейОгромные серые крысы.Они не были прописаны здесь, хотя проживали в доме на полных правах. Нас подселили к ним. Свалка, где они раньше безраздельно хозяйничали, стараниями горожан обрела крышу в виде нашего дома. Им стало теплее, сытнее, интереснее: ночью, в поисках пищи, они шмонали шкафчики на кухне; деловито копошились в помойном ведре; через прорехи в стенах с топотом носились из квартиры в квартиру, пробегая по телам спящих людей. Серые полчища пищали под полом, гужевались, устраивали оргии. В первые годы мы пробовали с ними бороться. Подсыпали в углы пищевую приманку с ядом. Крысы, в знак протеста, дохли под полом. Смрад в доме стоял такой хоть на улицу беги!
И здесь мы видим прием контраста. Внешняя сторона дома и дом изнутри. Автор противопоставляет внешнюю красоту и внутреннее уродство.
Чтение с остановками
Фрагмент первый
Автор подметил такую деталь: «Мать заплетала ей косички раз в неделю, очень туго, чтобы не расплетались». Почему? (Чтобы не заниматься ребёнком)

«Совенок пошла в первый класс. Мать проводила ее до школы один раз, на этом провожания закончились».
«Раиса отдала Совенка в продленную группу, забирала последней».
Почему мать, проводив Наташу в первый класс, тут же отдала её в группу продлённого дня, забирала последней? (Хотела устроить личную жизнь)
Каким образом проводила девочка вечера?
«В темноте двора – прерывистое металлическое повизгивание: Совенок качается на качелях. Этот одинокий скрип в черной тишине щемит душу». В то время, когда семья может собраться вместе, поговорить, устроить семейные чтения.
Как восприняла Наташка появление нового папы? (В душе жила надежда, что всё изменится)
«Марш на кухню! На колени вставай! Сбежишь убью!»
Наташка безутешно, горько плакала.
Писатель не стал подробно описывать, как живется Совенку с новым папой. Он включает в повествование всего одну сцену сцену наказания. Дядя Жора ставит провинившуюся малышку на колени на горох, оставляя ее в холодном углу на всю ночь.
А как же поступает ребенок? Совенок не отгораживается от мира полностью, не становится злой и жестокой, но перестает смеяться детским заливистым смехом. Мы понимаем, что даже после того, как Наташка, испугавшись, стала немой, Раиса не перестала вести себя иначе. Немота девочки теперь символизирует беспомощность в этом жестоком мире. Зачем нужен её голос, если никто не хочет слышать и не пытается помочь?
Родительская любовь. Что дороже человеку? Не задумываются многие из тех, кто променял судьбу ребёнка на алкоголь или весёлую, беспутную жизнь. До поры до времени. Послушайте стихотворение
В.Лебедева "Гараж".
Слышишь, Федя,
Где рюкзак колхозный?
Возьмем картошки в гараже.
Пойдем, сынок, пока не поздно,
А то девятый час уже.
Декабрь, опять аврал у мамы:
Две смены с ночи до утра.
Поужинаем нынче сами,
Да не копайся ты, пора.
Он долго рассуждал дорогой
О том, что кормится семья
Ни магазином, слава Богу,
А что картошка есть своя.
Придя в гараж, отец машину
Погладил ласково рукой,
Подумал, повернулся к сыну
И говорит ему: "Постой!
Я кое-что придумал, Федя.
Ты здесь побудь пока внутри,
Я прогуляюсь до соседей,
А ты картошки набери.
Поговорю насчет резины.
Дверь я запру". И он ушел
К соседу мимо магазина,
Чтоб было с чем присесть за стол
Проснулся дома на рассвете:
В прихожей свет, разбит трельяж,
Всё тихо - сына дома нету
И вдруг как обухом: « Гараж!»
Не помня, как полуодетый,
Добрался он до гаража.
Хрипя, как зверь: "Сыночек, где ты?"
Стуча зубами и дрожа
От ужаса земли сто серой
Ключом нащупал щель замка,
Не чуя, как к железной двери
Пристыла голая рука,
Рванул... Пронзителен и тонок
Замёрзших петель ржавый стон,
И в ледяных слезах ребёнок
Упал со стуком на бетон.
Фрагмент второй
Что придумала Наташка для того, чтобы скрасить своё существование? (Сказку) Какую роль в композиции произведения занимает сказка о девочке Айгу, отражающая все переживания главной героини?
Читаем сказку, пытаемся понять, чего хочет ребёнок.
Хочет быть любимой, нужной.
«За стеной, будто за кулисами театра, детский голос таинственно произнёс:
Жила-была на свете маленькая девочка»

«На дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка». Как вы можете прокомментировать эти слова?

Фрагмент третий
Рассказчик – сторонний наблюдатель, он видит, как обращаются с девочкой. Каким вы его видите? (Равнодушным).
Как ведёт себя по отношению к Совёнку Серёжа – сын рассказчика? (Помогает делать уроки, провожает в школу, защищает, дружба перерастает в любовь).

Фрагмент четвёртый
Отец Серёжи твёрдо решил сказать сыну, что они с Наташей не пара: «Не хватало ещё невесты – инвалида». Что остановило его?
Как вы понимаете слова: «Будет нашей – станет хорошей»?

3 этап
Фаза рефлексии
Задачи фазы: помочь учащимся самостоятельно обобщить материал.
Многие ли из ваших предположений подтвердились в ходе чтения?
Продолжение работы с синквейном. Какие слова вам бы хотелось убрать или, может, добавить после прочтения рассказа?
Совёнок
Несчастная, счастливая
Терпит, мучается, любит
Как мало нужно человеку для счастья!
Чтобы её любили!

“На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии”. Как вы понимаете данные слова? Как их можно соотнести с нашим рассказом?

Закончить урок мне хотелось бы притчей.
Жили в одной деревне две молодые пары, дружили с самого детства, поженились в один день, и в один день у них родились дети. Но случилось несчастье: при родах обе матери умерли, и отцы стали воспитывать детей сами. Шло время. Подросли дети, им исполнилось по 10 лет.
Отца первого ребёнка нельзя было узнать: белый пепел укрыл его голову, морщины сделали его ещё старше, состарились его душа и тело. А отец второго ребёнка был таким же, как и 10 лет назад. И взяла зависть соседа, от дружбы не осталось и следа.
Пошёл он к местному Мудрецу и задал такой вопрос: «Скажи мне, Мудрейший, почему мой сосед такой молодой до сих пор, и тяжкие заботы его не состарили?»
«О каких заботах ты говоришь?» - спросил его Мудрец.
И сказал родитель: «Он ведь один воспитывает ребёнка, сам ведёт хозяйство, всё делает сам»
«А расскажи мне, пожалуйста, как ты воспитываешь своего ребёнка», - попросил его Мудрейший. «Я, - начал свой рассказ пришедший, - почти сразу после рождения нашёл для малыша кормилицу. За эти десять лет я почти не видел своего ребёнка: я много работал, чтобы обеспечить себе и ему пропитание, заплатить кормилице, заплатить за жильё. Я искал удовольствий, чтобы взять от жизни всё, я искал себе жену, чтобы она помогла мне воспитывать сына.
Я держал его в строгости и страхе перед наказанием за провинности, воспитывая в нём послушание. Он должен был усвоить, что старшие всегда правы, и их надо уважать за их положение в обществе, что он должен быть мне благодарен за то, что я его не бросил, когда умерла его мать
Но он всегда старался мне навредить. За мою любовь, за заботу о нём, за моё желание воспитать его достойным преемником моего знатного рода, он платит нам такой монетой»
«В чём выражается твоя любовь к своему ребёнку, твоё участие в его жизни?» - спросил его старец.
«Как в чём? – с недоумением воскликнул отец. - Я ведь забочусь о нём: кормилица, учителя, деньги, дорогие подарки на дни рождения Я ведь его отец, я дал ему жизнь, я постарел на работе, обеспечивая своё и его будущее»
«А к кому твой ребёнок испытывает добрые чувства?» - вдруг спросил его Мудрец.
«Он любит, он слушается свою кормилицу, эту безродную, у которой нет своего дома, нет имени и звания. Он уважает своего учителя, который тоже безроден», - прозвучал ответ родителя.
«А тебе не кажется, что своими шалостями ребёнок хотел привлечь твоё внимание к себе самому, хотел, чтобы ты уделил ему внимание, а не своим гостям?» - неожиданно спросил его старец. В ответ – одно недоумение.
«Давай позовём твоего соседа и спросим его, как он воспитывает своего ребёнка. Может, он нам раскроет секрет молодости, о потере которой ты так сожалеешь», - предложил Мудрец. Пришёл отец второго ребёнка: «Вы звали меня, Мудрейший?»
«Да, нам очень хочется знать: в чём секрет твоей молодости, в чём секрет твоего воспитания, что ребёнок тебя слушается, что он растёт весёлым и общительным, что он рад твоим гостям, что он любит и уважает тебя?»
«Я никогда не задумывался над тем, чтобы сохранить свою молодость, просто мне некогда думать о таких мелочах, у меня есть ребёнок, которому с рождения я заменил и мать, и отца Я всегда был с ним рядом, в любое время дня и ночи.
Когда я хлопотал по дому, он всегда был рядом со мной и смотрел, как я готовлю еду, стираю, убираю комнаты, как я кормлю домашнюю живность, как я стригу овец, пряду пряжу Это понял и мой ребёнок, который сейчас мне во всём помогает.
На пять лет я подарил ему деревянную дощечку для письма, мы выучили с ним буквы. Простой учитель, ставший нам родным человеком, помогает ему освоить разные науки. В свободное время я играю со своим ребёнком, мы весело встречаем праздники, на дни рождения готовим разные игры, приглашаем многочисленных гостей. Мы с ним рисуем, поём, танцуем, читаем книги Мне просто некогда стареть, я постоянно рядом с детством, рядом с ребёнком, который стал моей душой, моим сердцем, моей жизнью. И пока я нужен ему, я всегда буду с ним рядом» - закончил свой рассказ Отец.

Приложение
Рабочий лист

Вхождение в работу
Составьте синквейн
Совёнок

Работа с текстом

дом на краю
роскошь
во дворе
выйдешь летом на улицу
трамваев да гулких троллейбусов
снаружи домик-одуванчик
если с одной стороны была возведена на месте
огромные серые крысы
пробовали с ними бороться
Создание текста

Приём контраста заключается в

Кульминация
«Не хватало ещё невесты – инвалида»!

Работа в группах
Литературные параллели
В каких ещё произведениях литературы мы видим безответственное отношение родителей к детям?

Социализация
(чтение работ)
Запишите фамилии ребят, чьи тексты были близки к авторскому
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Чьи тексты были прямо противоположны
____________________________
____________________________
____________________________
Какие изобразительно - выразительные средства использует автор в тексте? Какова их роль? Что удаётся передать автору с помощью художественных средств?
Эпитеты_________________________

Метафоры _____________________
______________________________
Сравнения ______________________
______________________________

Рефлексия

Домашнее задание:
подобрать притчу по данной проблеме